Зеленый Новокузнецк превращается в пустыню

Существует проект передачи парка отдыха «Водный» под застройку.

Очередное занятие городского объединения краеведов «Серебряный ключ», традиционно собирающегося в Гоголевке с целью обсудить «больные» вопросы жизни нашего города, посвящалось всем близкой с детства теме «Город-сад».

С малых лет мы слышали слова Маяковского: «Я знаю — город будет, Я знаю — саду цвесть, Когда такие люди в стране в советской есть». Эта формула, как сказала постоянная ведущая заседания доцент НФИ КемГУ кандидат исторических наук Елена Макарчева, долго использовалась для конструирования образа города, как способ презентации его как города-сада. Странно уживались два несовместимых художественных образа Сталинска-Новокузнецка — город-сад и стальное сердце Сибири. Но горожане об этом не задумывались. Садом, конечно, Новокузнецк не стал, как и просто особо зеленым городом. Есть города, где зелени больше и пышнее она. Но тем не менее намерения властей были отличные.

Елена Макарчева привела в пример генеральный план развития города 1948 года. По этому плану парк Водный должен стать центральным парком культуры и отдыха. Сегодня есть сведения, продолжала ведущая, что территория Водного отдана под застройку. По тому же генеральному плану предстояло расширить Сад металлургов за счет осушения болота. Это было сделано. И в 1960-е годы горожане на субботниках посадили деревья, расчистили дорожки. Сегодня же в парке Гагарина деревья вырубаются. Есть такая информация. На месте кафе «Юность» собираются строить большой развлекательный комплекс. Зеленые насаждения в городе сокращаются как шагреневая кожа, высказала озабоченность ведущая, приведя в пример череду спиленных деревьев на улице Кутузова.

Обеспокоенность за наш город проявили многие краеведы. Говорили горячо, сбивчиво, порой одновременно, перебивая друг друга.
Тем не менее выступления были дельные и очень интересные.
— Я держу «Кузнецкий рабочий» за 7 июня 1997 года. Статья «Карта смертельного риска», — говорил доцент СибГИУ Юрий Кириллович Власкин. На карте он показал загрязненные районы и наиболее пригодные для жизни. Он говорил о велосипеде как способе передвижения по городу, об экологически чистом транспорте - троллейбусе. Но я хочу привести такой фрагмент его выступления:
— У нас вдоль проспекта Бардина построен металлургический корпус. Если вы проедете до корпуса, увидите шеренгу сосен. Возник вопрос строительства автостоянки у входа в металлургический корпус. А там росли высоченные сосны. Они благоухали. Но территория уже была огорожена. Я думал: неужели поднимется рука срубить эти сосны? Поднялась. Устроили стоянку. Заасфальтировали. Все равно места для машин не хватает. Стоят на тротуаре. Хоть остальные деревья вырубай. Это жизнь.

У нас есть большие возможности по совершенствованию и облагораживанию чистых зон с учетом того, что наш город промышленный. Это район Ильинки, Левого берега, где красивые дома. Естественно, трасса нужна. От этого не уйдешь. Но между домами надо, конечно, применять более экологический вид транспорта. Нужен доступный для каждого горожанина план экологически чистых зон, парковой системы. Он должен быть опубликован в виде какого-то сборника, — продолжал предлагать Юрий Кириллович.

Приводили в пример и зарубежную практику. О большом парке в Германии, в котором и площадки для детских игр, и рестораны, и озеро, и до которого можно добраться на любом городском транспорте, рассказала Татьяна Юрьевна, считающая, что наш город в зеленом виде исчез, и о том, что во Франции по узким улочкам ездят только на велосипедах. Но, видимо, эти заоблачные примеры нам долго еще не будут подходить.

Собрались на «Серебряном ключе» обсудить проблему не просто не равнодушные люди, а знающие предмет разговора, владеющие темой. Очень интересным было выступление директора «Зеленстроя» Петра Николаюка.
— Я почти 30 лет занимаюсь этими вопросами. Что я могу сказать? Все заброшено напрочь.
Сегодня новокузнецкий «Зеленстрой» - крупнейший питомник за Уралом. 170 гектаров, представляющих более 70 видов растений. Мы снабжаем Астану, Сочи, Иркутск, Красноярск, Кемерово, но не свой город. Мы не выигрываем тендеры по одной простой причине: не обеспечиваем откат. Я говорю то, что есть. Находят разные причины: не указали диаметр гранул удобрений. В 1965 году мы вышли на второе место после Москвы по количеству высаженных растений на одного жителя. Сегодня этого нет. Любым делом должны заниматься специалисты. Никто в городе озеленением не занимается. В прежние времена мы озеленяли как минимум 200 школ. А сейчас? Да, есть валка деревьев, есть естественный отпад. Но если все подчистую спилить — это же варварство! Тополь незаменим в городе. Он занимает второе место после хвойных деревьев по очистке воздуха. Но за ним нужен уход. Должна быть инвентаризация взрослых деревьев. А теми темпами, с которыми вырубаются они, через пять лет вы будете жить в пустыне.

Многие растения высаживаются на коммуникациях, на теплотрассах. Это ни к чему хорошему не приводит. Надо создать какое-то положение о состоянии зеленых насаждений в городе, сохранить то, что есть, хотя бы ценные породы. Надо, чтобы этими вопросами занимались все-таки профессионалы, а не случайные люди.
Руководитель «Зеленстроя» говорил очень горячо, и от его выступления делалось совсем грустно. Но и речь главного архитектора Александра Колтакова, с которой он выступил одним из первых, оптимизма не добавляла. Он говорил о новом генеральном плане города, в котором прослеживается стремление сохранить зеленые островки.
— 30 марта была коллегия, и я там выступал, говорил о необходимости не потерять нам остатки зеленых насаждений, — признавался Колтаков.
Город — 42 тысячи гектаров, 12 тысяч из них — под застройкой, более 10 тысяч составляют зеленые насаждения. Одна из главных задач, - сказал он, — сохранить парк Гагарина, Сад металлургов, Сад ДК имени В.В. Маяковского. Мы должны сохранить то, что можем обслуживать.

Число пешеходов по отношению к числу автомобилей в 1950-е годы и сейчас поменялось с точностью наоборот. Крупный мегаполис теперь наш Новокузнецк. Стоянки необходимы. А делаются они за счет «зеленки». Сотни машин вокруг домов среди деревьев на газонах. Как найти компромисс среди пешеходов и автовладельцев? Летом с мэром обошли парк Гагарина. Мы знаем, аппетиты у застройщиков большие, но ни метра парка отдано не будет, — обещал архитектор. — Водная по генплану — зона отдыха горожан. Есть прожекты зайти на эту территорию с жилищной застройкой. Но это пока прожекты.

В выступлении главного архитектора не было такой уж железной убеждающей уверенности. И, наверно, поэтому его слушали без должного пиетета и особых надежд. Говорили о публичных слушаниях. Глас народа, то есть мнения горожан, как объяснил Колтаков, носят совещательный, рекомендательный характер, поскольку из сотни претензий пять здравых. С этим и не поспоришь.

 5 187