Римский Пантеон по-кузбасски: необычная история Прокопьевского драмтеатра

09 апреля 2018 17:45
1857

Когда величественные колонны Прокопьевского драмтеатра были наполовину возведены, власти велели их снести: в Советском Союзе развернулась масштабная борьба с излишествами в архитектуре.

Но строители отстояли-таки уникальный для города проект здания, разработанный специалистами в Москве. Это лишь одна страничка из жизни Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола. О том, чем ещё он уникален, об актёрах и зрителях, о творческих победах и курьёзах ВашГород.ру рассказали сотрудники театра.

Родом из Анжеро-Судженска

Первый спектакль, поставленный на сцене драмтеатра в Прокопьевске, зрители увидели в 1961 году. Однако история учреждения начинается гораздо раньше. Интересно, что местом его рождения стал не Прокопьевск, а другой кузбасский город — Анжеро-Судженск. Именно там 1 декабря 1945 года распахнул свои двери Областной драматический театр имени Ленинского комсомола.

Спустя шесть лет театр сменил прописку и обосновался в Прокопьевске. Правда, собственного помещения у актёров не было, спектакли ставили на площадках Дворцов культуры. Здание драмтеатра в стиле неоклассицизма появилось в самом центре города, на Площади Победы, в 1960 году.

Римский Пантеон

Его построили по проекту московского архитектора Николая Куренного. Для внешнего оформления использовали пять архитектурных ордеров, включая тосканский, дорийский, коринфский, ионический и греко-ионический. В зрительном зале на 800 мест установили кресла из натурального дуба.

Этим же материалом отделали стены в фойе. И если кресла ушли в прошлое, то дубовая отделка стен в кассовом зале сохранилась до сих пор.

К дверям театра ведёт высокая гранитная лестница. А само здание в силу особенностей рельефа стоит на возвышении. Всё это придаёт ему особую торжественность.

«В архитектуре этой части Прокопьевска театр возвышается как Римский Пантеон», — говорят проектировщики.

Уникальны также мраморные лестницы и полы в зрительной части. Они выполнены в мозаичной технике, причём на каждом этаже свой, отличный от других, узор. Как свидетельствуют исторические источники, по проекту Куренного предполагалось использовать мрамор серо-синей гаммы из Прохорово-Баландинского месторождения под Миассом. Но в начале 1950-х годов недалеко от Прокопьевска было открыто Кара-Чумышское месторождение мрамора разнообразной и насыщенной цветовой гаммы. Для оформления театра использовали именно его.

Особый статус

В 2011 году Прокопьевский драматический театр получил статус памятника архитектуры регионального значения. Колоссальной реконструкции здание не видало давно: со времени последней прошло 24 года. Годом долгожданных обновлений и реконструкций для театра стал 2017. Благодаря участию в федеральном проекте «Театры малых городов», инициированным партией «Единая Россия», департаменту культуры и национальной политики Кемеровской области, Прокопьевский театр получил финансовую поддержку для проведения первого этапа работ по модернизации планшета сцены. Он завершился к открытию 72-го театрального сезона.

Своего часа ждут нижняя механика сцены, кровля. В зрительном зале заменят кресла, а сцена получит новую мягкую одежду — кулисы и занавес. Как рассказала директор учреждения, предварительные договорённости по всем перечисленным видам работ уже есть, сметы составлены, договоры подготовлены. Теперь осталось дождаться средств. В общей сложности речь идёт о 10 миллионах рублей. Деньги выделяются по проекту «Культура малой Родины», направленному на поддержку театров малых городов, Дворцов культуры и спортивных площадок.

Мужик в валенках и «Золотая маска»

Сегодня в Прокопьевском театре служат 26 актёров. За сезон они ставят 5−6 спектаклей. В 2010 году постановка «Экспонаты» знаменитого режиссёра Марата Гацалова принесла Прокопьевскому Ленкому всероссийскую славу: он первым в Кузбассе получил престижную премию «Золотая маска» в номинации «Приз критики». С 2011 года Марат Гацалов стал главным режиссёром Прокопьевского театра.

Все мы люди, и даже с талантливыми режиссёрами иногда случаются курьёзы. Заместитель директора Прокопьевского Ленкома по зрителю Ксения Харитонцева рассказала о забавной ситуации, главным героем которой стал Марат Гацалов.

Как-то режиссёр прилетел в Прокопьевск весной. Свой предыдущий визит в город он запомнил суровыми январскими морозами, поэтому в этот раз подготовился основательно — надел валенки. В апреле.

«Рейс, которым вылетал Марат Гацалов, задержался, и мы не смогли встретить его в аэропорту. Утром созваниваемся, он говорит, что остановился в гостинице «Заря». Звоню в гостиницу, объясняю ситуацию, мол, наш режиссёр у вас остановился. На что девушка отвечает: «Нет тут никакого режиссёра». — «Как нет?! Мы только что по телефону общались». — «Не знаю, здесь только какой-то мужик в валенках сидит», — смеётся собеседница.

Так и остались серые валенки Марата Гацалова притчей во языцех в Прокопьевском театре.

Уезжают не из театра — из города

Нередко актёры оставляют Прокопьевский Ленком и перебираются на работу в другие города. По словам Людмилы Купцовой, в миграции актёров нет ничего удивительного. Другое дело — как складывается их судьба. Стать успешным в новом театре получается не у всех. Кто-то возвращается.

«Уверена, что в большинстве случаев люди уезжают не из театра, а из города. Многим хочется поменять не само место работы, а именно город. Кто-то из критиков мне сказал: «Людмила Ивановна, ваш театр да в другой город перенести бы», — говорит руководитель учреждения.

У тех, кто остаётся верен и театру, и Прокопьевску, жизнь бьёт ключом. Актёры выигрывают гранты, много гастролируют, часто выезжают на фестивали. По признанию Людмилы Купцовой, фестивали для неё не самое главное направление в деятельности театра. Но руководителю с 19-летним стажем как день ясно, что для людей творческих они необходимы.

«Язычники» в трамвае

Творческого задора прокопчанам не занимать. Представьте: вы едете в трамвае, на одной из остановок входит парочка и начинает выяснять отношения. Муж-алкоголик и измотанная жизнью жена орут, перекрикивают друг друга. Благоверный выпрашивает у супруги денег на сигареты, та отказывает — «и так все деньги пропиваешь, а дома ремонт не сделан». Ничего не подозревающие пассажиры ободряюще прогнозируют исход ссоры: «Всё у них нормально будет, помирятся!». Другие готовы оказать матпомощь: достают кошельки и предлагают деньги на сигареты. А муж и жена тем временем уже выходят из транспорта.

На самом деле это актёры Прокопьевского драмтеатра представили горожанам этюд из пьесы «Язычники» Анны Яблонской. Такой рекламный ход сейчас пользуется большой популярностью. Но об этом пассажиры узнают позже от администраторов театра, которые сначала вместе с ними наблюдают за происходящим, а потом объясняют, что эта сцена из спектакля, и приглашают посетить театр, чтобы посмотреть спектакль полностью.

Излишне объяснять, что столь необычная форма работы направлена на привлечение зрителей.

Детей ради

Говоря о зрителях, Людмила Ивановна отмечает: публика — благодарная. Приятно и то, что в театр ходит много молодёжи. А вот с организацией коллективных и корпоративных зрителей сложнее. Связано это с ответственностью, безопасностью и доставкой.

«Если раньше детей из школ и детских садов мы привозили на собственном автобусе, то сегодня условия перевозки не позволяют нам этого делать. Тем не менее педагоги, заинтересованные в разностороннем развитии своих учеников, организовывают коллективные посещения театра с просмотром спектаклей и участием в театральных мероприятиях», — рассказывает руководитель учреждения.

Сегодня театр успешно сотрудничает с рядом образовательных организаций Прокопьевска, Прокопьевского и Новокузнецкого района, Киселёвского, Беловского городских округов.

«Мы готовы к сотрудничеству и реализации совместных проектов с управлениями образования муниципалитетов нашей области, которые будут направлены на гармоничное и духовное развитие подрастающего поколения», — говорит Людмила Купцова.

Сегодня в Прокопьевском драмтеатре реализуется несколько интересных проектов, цель которых — приобщить ребятишек к театру. Это «Театр у школьной доски», «Театр без границ», «Семейный клуб».

Последний воспитывает не только детей, но и учит родителей общаться с ними. Суть его в следующем. Раз в месяц семьи приходят на спектакль, а после просмотра сотрудники театра проводят в игровой форме занятие по теме, посвящённой созданию спектакля. Участие принимают все — дети, мамы, папы, дедушки, бабушки.

«Мне кажется, самое ценное в этом проекте то, что формами и методами театра мы помогаем родителям развивать в детях творчество, коммуникативные способности и любовь к театру», — считает директор Прокопьевского Ленкома.

Много лет в театре работает молодёжная театральная студия «Шпиль».

В последние дни весенних каникул студийцы приняли участие в IV открытом городском фестивале-конкурсе любительских театров «Театр плюс Мы!», который прошёл в Культурном центре «Краснобродский». Ребята представляли свой спектакль «Не пара» — истории о любви, основанные на реальных событиях. Прокопчане получили диплом в номинации «Лучший актёрский ансамбль». А руководителю «шпилевцев» Константину Тимофееву, артисту Прокопьевского театра, который председательствовал в составе жюри, вручили диплом за оказанную помощь в проведении фестиваля-конкурса.

В планах — запустить театральную студию для желающих учиться актёрскому мастерству. Это только одна из задумок. Их у Прокопьевского драматического театра очень много. Пусть всё сбудется!

Интернет-портал «VASHGOROD.RU» зарегистрирован в Роскомнадзоре 28.02.2017 г.

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68868.

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Условия размещения рекламы

ВСЕ НОВОСТИ