Как управляющие компании наживаются на жильцах

07 марта 08:00
5806

В погоне за прибылью управляющие компании ЖКХ готовы идти на обман собственников жилья. Но вывести их на чистую воду можно.

В 2019 году Госжилинспекция Кузбасса выявила почти 9,3 тыс. нарушений в работе УК. По словам начальника ведомства Ирины Гайденко, проверки коснулись деятельности практически 90% управляющих компаний. Лидерами по числу нарушений стали компании в Кемерове, Новокузнецке и Прокопьевске.

По мнению старшего одного из домов в Новокузнецке Михаила Звонкова, самые распространённые схемы, которые используют недобросовестные УК, — это:

  1. необоснованное завышение стоимости работ;
  2. списание денег со счёта дома за работу, которая фактически не была выполнена.

Старшая другого дома на условиях анонимности рассказала ВашГород.ру, что управляющая компания без согласования с жильцами распоряжается деньгами жителей.

«В прошлом году, когда я отказалась поднимать тарифы, управляющая компания самовольно их изменила. Они „перекинули“ 1 руб. со счёта текущего ремонта на другую статью расходов. В результате по статье „Текущий ремонт“ мы недосчитались 100 тыс. руб.», — пояснила новокузнечанка.

Ещё один момент, на который указала горожанка, — повышение стоимости услуг ровно на столько, на сколько собственники решают увеличить тарифы. Обманом это, конечно, не назовёшь, но ловким ходом — вполне. В результате такого манёвра у жителей не получается накопить денег на капремонт. Выход один — снова увеличивать тарифы. Но опять же, нет гарантии, что услуги управляющей компании не подорожают. Получается замкнутый круг.

К слову, решение о размере платы за содержание жилого помещения в МКД принимается на общем собрании собственников (ООС) с учётом предложений управляющей организации. Срок его действия — не менее чем один год. Это правило закреплено в постановлении правительства России от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Однако если жители не приняли такое решение, размер платы устанавливается органом местного самоуправления.

Между тем, жильцы дома №3а на улице Пролетарской в Кемерове утверждают, что столкнулись с фальсификацией протоколов общего собрания собственников со стороны УК — ООО «Гарант+». По словам одного из них, Сергея Глазырина, три года назад подорожали услуги вахтёров — с 5 руб. 90 коп. до 12 руб.59 коп./кв. м. В управляющей организации говорят, что тариф был принят на общем собрании, и размер платы был внесён в протокол. По запросу кемеровчанина УК предоставила протокол. Вот только поставленный вопрос звучал по-другому — речь шла о том, чтобы в принципе сохранить услуги вахтёров. О тарифах же, заверяет собеседниках, — ни слова. А инициатор собрания, по его словам, и вовсе заявила, что видит эти документы впервые. Сергей Глазырин обратился с жалобой в Госжилинспекцию. Но сотрудники надзорного органа нарушений не нашли.

«Информируем, что жителями МКД №3а протоколом от 29.11.2017 было принято решение об установлении платы за содержание вахтёра в размере 12,59 руб./кв.м», — говорится в ответе ведомства (есть в распоряжении редакции ВашГород.ру).

Избыточные расходы на содержание дома — результат пассивной позиции самих жителей. У одних нет времени, чтобы отстаивать свои права, другие в силу характера не хотят «связываться» с управляющей организацией, третьим попросту лень вникать в тонкости ЖКХ.

«Я обратил внимание, что люди очень разрознены, мы не видим проблем дальше своего носа и более того, не хотим видеть чужие проблемы. А уж тем более принимать участие в их решении. Мы стали равнодушными. Таким обществом очень легко управлять, а, значит, и обманывать. И управляющие компании этим пользуются», — делится мнением Михаил Звонков.

По его словам, эффективная защита от недобросовестности УК есть. Это, во-первых, регулярный и тщательный контроль, во-вторых, — честность и порядочность старшего дома.

Контроль подразумевает требование подробных отчётов по всем видам проведённых работ. Такие отчёты управляющая компания обязана предоставлять собственникам каждый месяц. Документы должны быть в свободном доступе для каждого жителя дома — на информационном стенде, на сайте УК, в сообществе в соцсетях, в рассылке на электронную почту.

«Пока мы методично не начнём бороться с плохой работой УК, ничего не изменится. Не нужно рвать на себе волосы, если не сделали, звонить в Роспотребнадзор, Госжилинспекцию и так далее. Надо вникать в отчёты, постараться разобраться в них хотя бы на 50% - этого достаточно. И самое главное, добиваться справедливости. Если увидели нарушение — не молчать!», — советует новокузнечанин.

При этом, отмечает собеседник, проверка отчётов, контроль за своевременной работой и потраченными деньгами — это элементарный свод правил для более-менее честной работы с любой УК. Главную же роль играют сами жители.

«Если в доме проживают люди, безразличные к происходящему, если каждый раз, заходя в грязный подъезд, они ничего не делают окромя возмущений на кухне, — этакие кухонные бойцы, — то этих жильцов не спасут никакие отчёты. Грязный двор, подъезд или фасад дома — вопрос не к УК, а к жителям. Это они позволили УК сделать из них свиней. Прошу прощения за столь жёсткие высказывания, конечно, это обидно слышать, но моя практика старшего дома мне показала, что если сами жильцы не будут двигать процесс, УК этого никогда делать не будет», — говорит Михаил Звонков.

По его мнению, проблема некачественной работы управляющих организаций в следующем. Все УК за свою деятельность получают от жильцов дома абонентскую плату в виде тарифа. Вряд ли найдётся УК, в договоре с которой прописано снижение тарифа за ненадлежащую работу по итогам месяца. То есть УК получают деньги вне зависимости от того, хорошо они работают или плохо. Такая «мотивация» расслабит даже стахановца, считает горожанин. Какой смысл работать хорошо?

Многое зависит и от старшего дома. Если он готов отстаивать интересы собственников, действовать, а не рассуждать в русле «как всё плохо», тогда и жители почувствуют изменения к лучшему.

«Очень важно старшим домов уметь налаживать контакты с жильцами и старшими соседних домов, особенно если они принадлежат к другой УК. Пытаться проводить совместные работы по благоустройству двора. Как правило, за всем стоят простые вещи: проконтролировать, предупредить, вовремя принять отчёты. Старшие домов должны думать о рычагах давления на УК, без этих рычагов вся работа по дому сойдёт на нет. Вы будете звонить с проблемой в УК — а они вам объяснять, как космические корабли бороздят просторы Вселенной. Говорильню нужно рубить на корню, есть проблема — надо найти решение. Иначе вам в студию к Владимиру Соловьёву. Не можешь решить проблему — уходи и освободи место тому, кому удастся это сделать», — советует Михаил Звонков.

Со слов собеседника, многие старшие домов, принявшие позицию УК, только и объясняют, почему двор не могут благоустроить, почему швы не могут отремонтировать и так далее. На все острые вопросы есть ответы, а действий, направленных на исправление ситуации, — нет.

«Если вам старший дома или УК говорят о несовершенстве законодательной системы, о 20-летнем правлении Путина, о фазе луны или вспышках на солнце, знайте: вы имеете дело с пустословом, который никогда не решит проблемы дома. Этот человек пришёл получать абонентскую плату».

По мнению Михаила Звонкова, ситуация не изменится в лучшую сторону, если:

1. В доме живут люди с «пониженной социальной ответственностью» («кухонные бойцы»).

2. Существует абонентская плата (тарифы) без ежемесячной демотивации.

3. Старший дома, который говорит, но не делает.

Ну а дальше — «думайте сами, решайте сами».

Ранее ВашГород.ру писал, что в Кузбассе из-за нерадивых УК изменили схему оплаты за капремонт.

Делитесь своими новостями и уже завтра их будет обсуждать весь город!
Ждем сообщения на Инстаграм, WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620

Комментарии 0

Интернет-портал «VASHGOROD.RU» зарегистрирован в Роскомнадзоре 28.02.2017 г.

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68868.

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Мы используем Depositphotos - фотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видео.

ВСЕ НОВОСТИ