Миллионные вложения, новые мосты и ударная стройка: история новокузнецкого трамвая

01 декабря 2018 04:00
2982

На этой неделе жители Новокузнецка отметили день рождения городского трамвая.

Первый в Сибири трамвай провез по улицам пассажиров 30 ноября 1933 года в 16 часов. Трамвайные вагоны начали движение по маршруту «ДОЗ-Завод-Вокзал».

Старший научный сотрудник Новокузнецкого краеведческого музея Сорокин Алексей любезно предоставил редакции ВашГород.ру уникальную информацию о первых годах жизни городского трамвая.

В далёкие 1930 годы транспорт Сталинска (так назывался Новокузнецк в 1932—1961 годах) был представлен лишь автобусным движением, включающим всего пять автомашин.

Строили всем миром

Стройка была объявлена ударной, всенародной. Буквально все цеха комбината отдавали все возможные средства и силы для постройки трамвая.

В то время страна нуждалась в рельсах, трамвай для Сталинска должен был быть построен без ущерба для других строек страны, поэтому рабочие-ударники завода устраивали субботники, чтобы изготовить для будущего трамвая рельсы. В результате работы всех основных цехов комбината, трамваю было суждено ходить по рельсам своего завода.

30 ноября 1933 года в Сталинске был пущен первый трамвай. Уже через несколько недель Франкфурт распорядился преобразовать Трамвайное Бюро в самостоятельную хозяйственную единицу в системе КМК. Первым «отцом» электрического транспорта стал Александр Иванович Тиммерман.

Поехали!

Первая трамвайная трасса связала заводоуправление с ДОЗом по Барнаульскому шоссе (ныне — пр. Строителей) и с вокзалом по Радиальной улице (ныне — ул. Орджоникидзе) через реку Абу.

Движение трамвайных вагонов начиналось утром в 5:00 утра от временного остановочного пункта у «Коммунара».

Заканчивалось движение с конечных пунктов ДОЗ — Звуковое кино в 00:30.

Изначально за одну поездку брали 15 копеек в один конец.

Для трамвая и мост построить не жалко

Важнейшей задачей в преддверии пуска первого в Сибири трамвая, являлось сооружения моста через Абу (в районе современной площади Маяковского, по пр. Металлургов). Постоянный мост возвели в апреле 1934 года. В начале апреля он успешно выдержал испытания.

В июне 1934 года на трамвайном мосту был установлен круглосуточный пост охраны.

Весной и летом 1934 года велось активное строительство трамвайных путей на Водную станцию — возвели мосты через старицу Кондомы и Горбуниху.

В 1934 году также начинается строительство трамвайных путей в Араличево (Куйбышево). Горняки-рабочие и инженеры Араличевского рудника своими силами строили линию от СИЧМа (старый корпус Сибирского института черных метало на ул. Рудокопровой). На строительстве работало 60 человек.

Оказывала значительную помощь и вся заводская общественность, выходя на субботники по строительству трамвайной линии. 15 декабря линия до Куйбышево протяжением 3660 метров была готова, исходя из проекта, не окончательно. Было решено запустить временную линию на зимний период по незаконченным путям, а уже весной пути поставить на свои отметки и забалластировать.

Тогда же, в декабре 1934 года первому сибирскому трамваю было присвоено имя Хитарова.

Сколько стоил «Мерседес» в XX веке

На строительство первой очереди Сталинского трамвая израсходовано около 2 млн рублей.

За время строительства вынуто 19 тысяч кубометров земли, забаластировано и уложено 7200 метров трамвайного пути, установлено свыше 300 опор для контактного провода, подвешено 7500 метров проводов, уложено более 9000 шпал.

В 1934 году городским трамваем перевезено 17 млн человек, в 1935 — 24 млн пассажиров.

Помимо прочего, в 1936 году (с 20 августа) трамвайный цех Сталинска начал круглосуточную работу трамваев. Трамваи после 2:00 ночи начали курсировать по маршруту «Завод — Вокзал».

В 1937 году по разным направлениям — на вокзал, деревообделочный завод (ДОЗ), в Старокузнецк и Куйбышево курсировали ежедневно 14 трамвайных поездов (38 вагонов), которые за сутки перевозили 70−76 тысяч пассажиров.

Гораздо больше пассажиров бывало в выходные дни. Особенно увеличивалось их число с наступлением лета.

17 июня за сутки по всему городу перевезено свыше 78,8 тыс. человек, а 18 июня пассажиров было уж 99 тысяч. Для сравнения, сейчас весь пассажиропоток в муниципальном транспорте достигает 900 млн человек.

В 1938 году достроили трамвайную линию Сталинск-Старокузнецк, протяжением 3,5 км. На это было отпущено 425 000 рублей.

5 ноября 1938 году было открыто движение по маршруту № 2 (Заводоуправление — Кузнецк).

В предвоенном 1940 году в городе было уже 48 вагонов, из них 18 моторных и 30 прицепных. За 8 месяцев года было перевезено 20 млн пассажиров, прибыль составила 2 млн рублей.

Сейчас трамвай переживает не лучшие времена. Многие трамвайные пути были убраны, сам электрический транспорт сильно изношен и предприятия находятся на грани банкротства.

Но местные власти настроены оптимистично. Сейчас разрабатывается проект лёгкого метро. Нам обещают, что горожан будут возить на Мерседесах за 20 рублей. На эти цели потребуется как минимум 10 млрд рублей.

Реализовать проект планируется в ближайшие годы. Так что возможно на своё 90-летие городской трамвай получит второй шанс на развитие.

Фотографии взяты с сайта краеведческого музея Новокузнецка.

Интернет-портал «VASHGOROD.RU» зарегистрирован в Роскомнадзоре 28.02.2017 г.

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68868.

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Условия размещения рекламы

ВСЕ НОВОСТИ