За кулисами Мариинского
рождается магия: серые камни и древний дуб с омелой на монументальном станке — декорации «Нормы» уже дышат драмой.
Идет активный процесс установки декораций и репетиции. А уже совсем скоро занавес откроет то, что создавалось в закулисье.Премьера оперы «Норма» Винченцо Беллини — главное украшение XXXIII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».
Первые премьерные показы состоятся: 22 мая в 19:00, 23 мая в 13:00, 24 мая в 13:00 и 19:00.
Автор видео — Николай Лаухин. Билеты на официальном сайте Мариинского.
Хор Philippine Madrigal Singers и Квартет имени Танеева. Новые концертные программы в зале СтравинскогоМайская афиша камерных залов Мариинского театра богата интересными событиями. 21 и 23 мая в зале Стравинского пройдут концертные программы с участием уникальных музыкальных коллективов — хора Philippine Madrigal Singers и петербургского струнного Квартета имени Сергея Танеева.
21 мая вечер вокальной музыки познакомит петербуржцев с творчеством артистов хора из Кéсон-Сити — крупнейшего из филиппинских городов.Хор Philippine Madrigal Singers, основанный в 1963 году Андреа Венерасьон, известным хормейстером, создательницей и первым дирижером Азиатского института литургии и музыки, сегодня известен далеко за пределами Филиппин. Обладатель Гран-при Европы и Международного полифонического конкурса им. Гвидо Аретинского (Ареццо, Италия) по хоровому пению, коллектив завоевал репутацию новаторского благодаря широкому репертуару.
В камерном зале Стравинского хор Philippine Madrigal Singers исполнит вокальные произведения Джанпаоло Элерия, Аллена Поута, Эдениса Паларуана, Яна Габриэля Корпуса, Джозефино Толедо, Райана Каябьяба, Бенедикта Шиэна, Тодора Скаловски, Эрнани Куэнко, Хосе Лосано, Вене Сатурно, Доджи Саймона.
В программу концерта войдут и сочинения русских композиторов — Георгия Свиридова и Павла Чеснокова, а также попурри из индийских и себуанских песен.23 мая в Мариинском выступит Квартет имени Сергея Танеева. Прославленный струнный ансамбль, основанный в 1946 году в стенах Ленинградской консерватории, ведет активную творческую деятельность, выступая на крупнейших музыкальных площадках.
В разные годы партнерами танеевского квартета по сцене были Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Элисо Вирсаладзе, Белла Давидович и многие другие выдающиеся музыканты.
На предстоящем концерте новую программу Квартета представят Илья Козлов, Дмитрий Корявко (скрипка), Денис Гончар (альт), Дмитрий Еремин (виолончель). Знаменитые петербургские инструменталисты исполнят Струнный квартет № 5 («Жаворонок») Йозефа Гайдна, Пять новеллетт Александра Глазунова и Третий струнный квартет Дмитрия Шостаковича. Билеты на официальном сайте Мариинского.
Волшебные снадобья и секреты любви. Веселая мелодрама Гаэтано Доницетти26 мая на исторической сцене Мариинского театра прозвучит «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти.
О фантастической быстроте, с которой итальянский композитор сочинял оперы, слагались легенды. Премьера «Любовного напитка» 12 мая 1832 года в Милане прошла с успехом, а композитор отпраздновал маленький юбилей. Это была сороковая опера маэстро, после которой он создал еще три десятка великолепных партитур.История обаятельного шарлатана, знающего толк в волшебных снадобьях и секретах любви, которая легла в основу одной из самых трогательных и веселых опер Доницетти, принадлежала перу французского драматурга Эжена Скриба.
Однако легенда о любовном зелье, перекочевавшая из поэмы Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» в комедию Скриба, у Доницетти и его либреттиста Феличе Романи получила неожиданную трактовку. Французская комедия положений превратилась в итальянскую комедию характеров и очаровательную историю любви.26 мая в главных партиях выйдут: Кристина Гонца, Сон Чи Хун, Магеррам Гусейнов, Владимир Мороз, Людмила Разумкова.
Дирижер — Заурбек Гугкаев. Билеты на официальном сайте Мариинского.
Самая ожидаемая премьера последних лет: «Норму» Беллини представят в Мариинском
22, 23 и 24 мая (13:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра пройдет премьерный блок показов оперы «Норма» Беллини в режиссуре Сергея Новикова. В последний раз постановка шедевра бельканто осуществлялась на мариинской сцене полтора века назад. Долгожданная и грандиозная премьера «Нормы» торжественно откроет XXXIII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей».
Эталонный образец бельканто, опера Винченцо Беллини «Норма» вошла в историю как самое совершенное его творение. Мировая премьера сочинения прошла в 1831 году в миланском театре Ла Скала. В Большом Каменном театре, предке Мариинского, сочинение было впервые исполнено в 1843 году. А в стенах Мариинского театра, которые сегодня известны как историческая сцена, «Норму» представили в 1861-м — спустя всего год после открытия нового здания. Весь ХХ век «Норма» в Мариинском не шла. И лишь в новом тысячелетии начался ее путь в новейшей истории театра — готовящуюся премьеру предварил ряд концертных исполнений.
«„Норма“ — шедевр 1831 года, который завораживает слушателя своей музыкальностью, но представляет большую загадку для постановки, — признается режиссер Сергей Новиков. — Начавшаяся в конце XVIII века борьба за „оперную правду на сцене“ чувствуется в либретто, но сама партитура в стиле bel canto содержит множество типично барочных фрагментов. Обосновать музыкальное развитие действием и рассказать историю из жизни друидов, которые, кажется, бесконечно далеки от современных зрителей — вот те задачи, которые нужно решить».
Сценический облик спектакля создает художник Сергей Новиков. В предыдущем сезоне творческий тандем тезок представил петербуржцам эффектную постановку «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса. Художник отмечает, что работа над сценографией к «Норме», одной из величайших опер в истории, — это вызов для постановщиков.
«Для меня „Норма“ — это, прежде всего, удивительной красоты гимн женщине, ее жертвенности, самоотречению. Это трагическая история мира, принесенного на алтарь чувства, это история отречения от веры, от идеалов, от нормы ради любви. Все пространство спектакля в каком-то смысле — это часть образа главной героини. Ее тонкая чувственность, ее настоящая человеческая трагедия противопоставлена холодному, аскетичному, каменному миру друидов. Над ее головой чугунной плитой висит обрядовый круг, становясь не то терновым венцом, не то короной или нимбом. Все в этом суровом, угрожающем пространстве враждебно хрупкой влюбленной женщине, и в то же время оно еще больше усиливает поэтический образ, созданный великим итальянским композитором», — говорит художник Сергей Новиков.
Обрядовый круг, о котором рассказывает художник, поистине впечатляет масштабом: его диаметр составляет пятнадцать метров, а масса — порядка двух тонн. Мир друидов сценически воплощен в фактурах камня и дерева. Грандиозный театральный станок, на котором будут расположены жесткие декорации, поражает габаритами: длиной и шириной по шестнадцать метров, он весит одиннадцать тонн. Монументальный замысел постановщиков воплощают художественные цеха театра, а перенести его на сцену позволяют уникальные технические характеристики Мариинского-2.
«Мариинский театр — один из немногих театров в мире, способный осуществить постановку такого масштаба. Многотонные декорации, создающие мифологический мир, сотни костюмов, лучшие в мире голоса! Хочется верить, что хоть отчасти такой свою „Норму“ и видел гений бельканто», — подводит итог художник Сергей Новиков.

Воплощение античного мифа в опере «Идоменей, царь Критский» Вольфганга Амадея МоцартаВозвращаясь с Троянской войны, критский царь Идоменей попадает в чудовищный шторм. Страшная буря разбивает его корабль, но греческий военачальник остается жив. Все дело в клятве богу морей.
Идоменей должен принести в жертву Посейдону первого, кого встретит на берегу. К горю царя им оказывается Идамант, его родной сын, разбивший сердце сразу двум прекрасным чужестранкам — Илие и Электре.
Опера Моцарта, созданная на сюжет античного мифа, — барочный шедевр и абсолютная вершина композитора в жанре seria. Экспрессивные хоровые сцены и величественные финалы оперы оттеняют высоту трагедии лирикой и драматизмом ансамблей, речитативов и арий.
Но главное здесь — живые, развивающиеся характеры. Известный исследователь творчества композитора Альфред Эйнштейн, восхищаясь величайшим прорывом в развитии жанра, называл «Идоменея» драмой в форме оперы, неслыханной по своей свободе и смелости.
«Да, это произведение, которое даже такому высочайшему гению, как Моцарт, удается написать раз в жизни», — писал Эйнштейн.25 мая в главных партиях выйдут: Александр Михайлов, Роман Широких, Антонина Весенина, Жанна Домбровская, Михаил Макаров.
Дирижер — Гурген Петросян. Билеты на официальном сайте Мариинского.

Ушел из жизни Юрий Николаевич Григорович
Сегодня на 99-м году жизни не стало выдающегося хореографа Юрия Николаевича Григоровича. В этот скорбный час коллектив Мариинского театра выражает самые глубокие соболезнования родным и близким Юрия Николаевича, его друзьям и коллегам. Вместе с легендарным балетмейстером ушла целая эпоха.
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, обладатель Ордена Ленина, Ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степени и множества других премий и наград, Юрий Григорович собственными руками писал историю балета — сначала советского, а затем и российского. Его творческий путь начался в Петербурге, в стенах Кировского (Мариинского) театра. После выпуска из Ленинградского хореографического училища (1946), он был принят в труппу сначала как артист, затем стал солистом балета. С 1961 по 1964 год Юрий Григорович был балетмейстером театра.
Именно здесь, на мариинской сцене Юрий Николаевич осуществил свои первые постановки — «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961). По сей день эти спектакли украшают репертуар театра, по сей день собирают полные залы зрителей, трогая до глубины души, а участие в этих балетах становится долгожданной радостью для артистов.
Позже, став главным балетмейстером и художественным руководителем балетной труппы Большого театра, Юрий Григорович создал еще множество выдающихся работ, а вместе с ними взрастил несколько поколений уникальных артистов. Он шел в ногу со временем и смело смотрел в будущее: сегодня его спектакли по праву составляют золотой фонд балетного искусства и, невзирая на даты постановки, поражают современностью художественного высказывания. Пока живо наследие мастера — нетленна и память потомков о нем.
Видео доступно в новый версии сайта

«Семен Котко» Прокофьева на фестивале «Звезды белых ночей»26 мая на новой сцене Мариинского театра прозвучит опера Сергея Прокофьева на сюжет повести Валентина Катаева «Семен Котко».
Постановка «Семена Котко» в Мариинском театре стала одним из самых ярких и резонансных событий сезона 1998/1999 и настоящей вехой в сценической истории поздней оперы Прокофьева.
Завораживающий масштабом постановочных решений и потрясающей глубиной музыкального прочтения партитуры, спектакль по сути заново открыл петербургской публике редко звучащий шедевр композитора и стал четырехкратным обладателем главной театральной премии страны.Мариинский «Семен Котко» завоевал «Золотую маску» в номинациях: «Лучший оперный спектакль», «Лучший дирижер оперного спекакля — Валерий Гергиев», «Лучшая работа художника оперного спекакля — Семен Пастух», «Лучший режиссер оперного спекакля — Юрий Александров».
В рамках XXXIII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» знаковая постановка оперы Прокофьева будет представлена на новой сцене в исполнении ведущих солистов театра. В главных партиях — Сергей Семишкур, Екатерина Крапивина, Кристина Капицына, Екатерина Соловьёва, Евгений Никитин, Андрей Серов, Вадим Кравец. Билеты на официальном сайте Мариинского.
Мария Ильюшкина — «Душа танца»
Первая солистка балетной труппы Мариинского театра Мария Ильюшкина удостоена приза «Душа танца» в номинации «Звезда балета»!
Награждение лауреатов и гала-концерт состоялись сегодня на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. На гала-концерте Мария Ильюшкина исполнила Grand pas Classique на музыку Обера (хореография Виктора Гзовского) с Эваном Капитеном. Напомним, что в предыдущем сезоне Мария и Эван стали победителями проекта «Большой балет» в номинации «Лучший дуэт».
Престижный приз «Душа танца» учрежден Министерством культуры РФ и редакцией журнала «Балет» в 1994 году. Ежегодно победителями становятся яркие деятели отечественного хореографического искусства. Поздравляем Марию с присуждением заслуженной награды и желаем новых блестящих побед!
Увидеть Марию Ильюшкину на сцене Мариинского театра можно 25 мая — солистка представит легендарную хореографическую миниатюру «Лебедь» на музыку Сен-Санса в вечере балетов. Авторы фото — Михаил Вильчук, Александр Нефф и Алиса Асланова.
Яркие балеты на музыку Игоря Стравинского27 и 28 мая в Мариинском-2 пройдут новые показы главной балетной премьеры сезоны — балета «Танцсцены» Вячеслава Самодурова на музыку Симфонии in C Игоря Стравинского.
Музыкальный руководитель постановки — Валерий Гергиев. Художник по декорациям — Алексей Кондратьев, художник по костюмам — Ирэна Белоусова, художник по свету — Константин Бинкин.
«Как хореограф я только второй раз работаю с музыкой Стравинского. Я ощущаю этот выбор как вызов, потому что музыка симфонии очень сложная, но она мне близка. Она жесткая, заостренная, где-то гипертрофированно заостренная — мне это нравится. Привлекает меня и сложноустроенность произведения. Мне было очень непросто в нем разобраться, но тем интереснее было оседлать эту музыку. Среди других произведений Стравинского Симфония in С — отдельно стоящая вещь, музыка для гурманов»,
— говорит Вячеслав Самодуров.Название «Танцсцены» призвано подчеркнуть разницу между симфонией и ее пластическим воплощением.
Главные партии исполнят:27 мая — Надежда Батоева, Филипп Стёпин, Мей Нагахиса, Александра Хитеева, Роман Малышев, Ярослав Байбордин, Максим Изместьев.
28 мая — Дарья Ионова, Александр Сергеев, Мария Чернявская, Романбек Бейшеналиев, Павел Михеев.
Дирижер спектаклей — Арсений Шупляков.«Танцсцены» станут кульминацией вечера одноактных балетов на музыку Игоря Стравинского. Зрителям также будут представлены:
27 мая — «Пульчинелла» в хореографии Ильи Живого и «Концертные танцы» Александра Сергеева;
28 мая — «Пульчинелла» и «Игра в карты» в хореографии Ильи Живого.
Билеты на официальном сайте Мариинского.