Транспортная реформа в Новокузнецке: почему частники и власти не могут договориться

 8905
 30

Конфликт между частными перевозчиками и мэрией Новокузнецка накалился донельзя. Дело дошло до забастовок и публичной критики в адрес друг друга. Но и те, и другие признают: больше всего страдают от этого затянувшегося противостояния — пассажиры. Почему бизнес и власть не могут договориться и какое будущее у транспорта в Новокузнецке, разбирался ВашГород.ру.

Корень зла с точки зрения частников

Точкой отсчёта обострения отношений между администрацией Новокузнецка и частными перевозчикам стал тот момент, когда место мэра занял Сергей Кузнецов, считает руководитель ООО «АвтоЛайн» Евгения Корюкова.

«Горожане наверняка не помнят, но даже ещё не будучи мэром, а врио, Сергей Николаевич пытался отдать муниципальные предприятия в «другие руки». Но в тот момент, депутатский состав в Новокузнецке был очень сильным, и депутаты не позволили этого сделать. Тогда мэр зациклился на нас. Все помнят, какая баталия происходила по поводу того, что мэр пытался завести в город «Питеравто». Я говорю об этом как непосредственный участник этого процесса, так как именно мне, одной из первых, об этом сообщил сам Сергей Николаевич. Знали об этом ещё депутаты-афганцы, которые сразу согласились сдать Новокузнецк питерскому бизнесу. До сих пор жалею, что новокузнецкие предприниматели, в тот момент не стали соперниками на лот, в котором участвовали афганцы. Версии мэра по поводу пришествия питерцев были в таких вариациях: «Компания сына Валентины Матвиенко…», далее «какой-то член Правительства РФ». И в завершение — «личное желание Амана Гумировича», — говорит директор «АвтоЛайна».

Сам конкурс, вспоминает собеседница, проходил с боем. Однако благодаря поддержке прессы и населения частники победили. За это время были уволены два начальника Управления по транспорту — Николай Гаврилов и Сергей Кузнецов (однофамилец главы города).

Но и после конкурса спокойствия не наступило. По словам Евгении Корюковой, частников пугали расторжением договора на перевозки по маршрутам города.

«Начальники УТиС начали меняться как перчатки, так как от них требовалось любым способом расторгнуть договор с частниками и устроить новый конкурс. Мы при таком положении дел не могли молчать. А со стороны администрации до населения доводилась умышленно искажённая информация о работе транспорта, естественно, в худшую сторону. Личное кураторство было возложено на Андрея Федорчука, который, не скрывая, заявлял в глаза, что скоро нас не будет», — продолжает предпринимательница.

По её мнению, власти умышленно дезинформировали население против частных перевозчиков, чтобы отвлечь внимание горожан от более насущных проблем. Как отмечает Евгения Корюкова, фактическая работа муниципального транспорта выполнялась на 60% от муниципального заказа. Управление по транспорту Новокузнецка проводило каждый год конкурс на муниципальный заказ, при этом единственным участником были муниципальные предприятия. Автобусный парк изношен, предприятия в долгах по налогам. А объём работ предназначен на ходовые автобусы. В 2017 году, когда частные перевозчики повысили стоимость проезда, стало очевидно, что муниципальный транспорт в полной мере не работает, отмечает собеседница.

«Зато по бумагам всё окей, а администрация города оплачивала из бюджета миллионные штрафы в Федеральную антимонопольную службу за уполномоченное предприятие Управления по транспорту — МБУ ЕЦОПП, которое контролирует работу общественного транспорта по навигационной системе ГЛОНАСС. Делалось всё, лишь бы не проводить конкурс на услуги диспетчерского регулирования муниципальных предприятий — вдруг победит сторонняя и неподконтрольная организация, которая не станет манипулировать данными ГЛОНАСС», — говорит руководитель «АвтоЛайна».

Есть претензии у предпринимателей и к нынешнему начальнику Управления по транспорту и связи Новокузнецка Евгению Машукову. С его приходом на должность с частниками вообще закрыли разговор, утверждает Евгения Корюкова. По её словам, чиновник не смог ответить ни на один поставленный вопрос

«Именно такая личность, видимо, необходима нашему мэру», — предполагает собеседница.

Она утверждает, что с наступлением пандемии коронавируса здание Управления по транспорту и связи оказалось закрытым на замок. Общение свели к нолю.

«А ведь между городом и нами, есть договорные отношения. Со своими обязательствами. Мы выполняем обязательства в полном объёме, а УТиС самоустранился», — замечает Евгения Корюкова.

«Забастовка» в условиях пандемии

Весной нынешнего года ситуация ещё больше обострилась. 30 апреля многие новокузнецкие маршрутки не вышли на линию. Вот как объясняет произошедшее директор «АвтоЛайна».

В марте пассажиропоток снизился, в апреле резко упал на 50%. Фактически сам перевозчик, соблюдая обязательства, оказался без средств. При этом все водители и кондукторы были обеспечены зарплатой, автобус заправлен. Вдобавок появилась новая статья расходов — санобработка и средства индивидуальной защиты для экипажа.

Частные перевозчики пытались связаться с администрацией, но безрезультатно.

«Управление по транспорту внесло наши телефоны в „чёрный список“, закрыло свои двери для всех и только присылало инструкции (читай — „отписки“) на почту. Автобус без механика и врача в рейс не выйдет. Запчасти нам никто бесплатно не выдаст. Мойка автобуса и стоянка также требуют затрат. В итоге многие перевозчики, от независимых от них причин не смогли осуществить свою работу в полной мере. Нам никто не субсидирует работу, мы не получаем денег из бюджета. Это повлекло срыв рейсов. А мэр тем временем красовался в прямом эфире Ново-ТВ», — рассказывает Евгения Корюкова.

Пообщаться вживую с представителями Управления по транспорту и связи Новокузнецка ВашГород.ру не удалось. На просьбу прокомментировать ситуацию по телефону в УТиС велели сделать письменный запрос на имя руководителя Евгения Машукова. Так вот, как следует из официального ответа Управления, для администрации Новокузнецка акция протеста маршрутчиков стала неожиданностью. В Управлении по транспорту и связи заверили: частные перевозчики о готовящейся акции не предупреждали. В УТиС также пояснили, что не рассматривают забастовку как конфликт между властями и частными перевозчиками.

Власти видят в ней нежелание «ряда бизнесменов адаптироваться под изменяющиеся условия и тенденции развития современных пассажирских перевозок». Более того, отметили представители мэрии, администрация города вообще не конфликтует с частными перевозчиками, а «всего лишь совершает действия, направленные на улучшение транспортного обслуживания населения».

«Все возникающие разногласия необходимо решать мирным путём, а не устраивать какие-либо акции протеста. Если разобраться, чего добились частные перевозчики устроенной забастовкой? Жители города опоздали на работу, учёбу, на приёмы в поликлиники, больницы и по иным личным делам. Кроме того, из-за таких действий частных перевозчиков в общественном транспорте, который остался работать на линии, образовалось массовое скопление людей, давка, что особенно опасно во время пандемии и распространения новой коронавирусной инфекции. Частные перевозчики должны были это понимать, но тем не менее в такое сложное время решили устроить забастовку. Если целью забастовки было привлечь внимание, то, безусловно, перевозчики его привлекли, но кто остался в выигрыше от данной забастовки непонятно, а пострадали все жители города Новокузнецка, пользующиеся общественным транспортом», — говорится в официальном ответе Управления на запрос ВашГород.ру.

Сами частные перевозчики категорически не согласны с формулировкой «забастовка».

«Мы не бастовали. Нас поставили в условия, когда у предпринимателей не было средств на обработку и содержание. Резкое снижение пассажиропотока на 57% в апреле. Какую помощь оказал город перевозчикам в трудный период?», — прокомментировала Евгения Корюкова.

Кроме того, добавляет собеседница, официального подтверждения, что акция протеста представляла собой забастовку, нет ни от прокуратуры, ни от Росавтодорнадзора. Реакция этих ведомств на забастовку последовала бы незамедлительно.

По словам юриста Евгения Ильченко, термин «забастовка» в данном случае действительно не совсем корректен. Дело в том, что забастовкой, согласно положениям ст. 408 ТК РФ, является способ разрешения коллективного трудового спора. Более того, ст. 410 ТК РФ предусматривает определённый порядок объявления забастовки. Она может быть объявлена только на общем собрании трудового коллектива, создаётся орган, возглавляющий забастовку, объясняет эксперт.

По действующему Трудовому кодексу, коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями). Предметом спора могут быть установление и изменение условий труда (включая заработную плату), заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений. Коллективный трудовой спор может возникнуть также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

«В нашем случае, то, что принято называть „забастовка маршрутчиков“, является ничем иным как отказом перевозчика от перевозки пассажиров. Но, на мой взгляд, корень проблемы даже не в том, чем являются по своей правовой сути протесты перевозчиков. Дело в планируемой отмене ряда существующих муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. И, кроме сокращения маршрутов, к конкурсу на осуществление регулярных перевозок будут допущены только владельцы автобусов, подпадающих под определённые требования», — говорит Евгений Ильченко.

«Мэр фактически решил уничтожить нас»

Речь идёт о транспортной реформе, которую решили провести власти Новокузнецка. Напомним, сейчас план комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) находится на стадии доработки.

Частные перевозчики категорически против планируемых изменений.

«Горожане наверняка заметили, что мы проводим акции протеста, которыми пытаемся донести до губернатора и президента те вопиющие моменты в нашей работе, которые создаёт для нас мэрия. Объявив о проведении транспортной реформы, мэр фактически решил уничтожить нас как перевозчиков», — уверена Евгения Корюкова.

В Управлении по транспорту и связи с такой позицией не согласны.

«У администрации нет цели лишать кого-либо их бизнеса, мы стараемся повысить качество транспортного обслуживания населения с учётом всех современных тенденций и возможностей», — отметил Евгений Машуков.

Мыльный пузырь

Директор «АвтоЛайна» считает, что желание Сергея Кузнецова завести в город москвичей или питерцев никуда не исчезло.

«Все утверждения мэра о большом научном труде под названием „План Комплексного развития транспортной инфраструктуры Новокузнецка“ — большой мыльный пузырь. Началось эта афера под эгидой строительства „Лёгкого метро“. В городе оказались два „сына лейтенанта Шмидта“ (господа Шестопалов и Морозов), которые в красках расписали, что их лёгкие трамваи в одну ночь изменят жизнь новокузнечан, и наши горожане смогут передвигаться на космических трамваях ценой 60-80 миллионов. Именно эти два товарища и смогли пролоббировать интересы своей фирмочки аж на 24 миллиона. И это при том, что на конкурс выдвигались организации с меньшей стоимостью работ. Далее этими „детьми лейтенанта Шмидта“ был представлен план сокращения автобусных маршрутов в пользу трамваев, от которых, увы, отказались, но желание уничтожить коммерческий транспорт осталось. Сергей Николаевич очень красиво излагает, как горожане будут передвигаться на больших, новых, красивых автобусах. Фактически запихнув (по-другому и не скажешь) в 295 автобусов дополнительно 50 миллионов пассажиров», — говорит собеседница и предлагает посмотреть на цифры.

На данный момент 169 муниципальных автобусов перевезли 24 миллиона пассажиров в 2019 году. Средний месячный пассажиропоток одного автобуса — 9962 пассажира. Коммерческие перевозчики перевезли 50 миллионов человек за 2019 год посредством 450 автобусов. Средний пассажиропоток — 9259 человек в месяц. В результате транспортной реформы один автобус будет перевозить 20900 пассажиров в месяц.

«О каком комфорте, безопасности, удобстве и социальном стандарте идёт речь? Мало того, что пассажир будет простаивать на остановке в разы дольше, чем сейчас, так и предлагают добираться по принципу „сельди в бочке“. При такой нагрузке ни один инвалид или просто человек с ограниченными возможностями не будет чувствовать себя комфортно в таком транспорте. В радужных мечтах мэра все красиво. Но это лишь верхушка айсберга».

Руководитель «АвтоЛайна» предлагает проанализировать ситуацию. Вводная такая: перевозчик приобрёл 40 автобусов большой вместимости, потратив при этом около 500 миллионов рублей. Речь идёт о новом транспорте, как обещает мэр.

Плюс расходы по доставке автобусов до Новокузнецка, содержание жизнеобеспечения транспорта, зарплата экипажа, зарплата техническим и вспомогательным службам. Это базовые ежемесячные расходы, не считая текущих.

«А как презентовал эту работу мэр? Сначала отработайте, затем получите деньги с отсрочкой. Таким образом, новый перевозчик сначала только вкладывает, а потом получает оплату. Это в идеале. Мы знаем, что в идеале работы не бывает, именно поэтому в новых контрактах предусмотрена статья штрафных санкций. А, значит, на таких условиях, может, первое время проезд и будет 20 рублей, но казна города компенсацию за 295 автобусов точно не потянет. Замечу, что любой собственник считает свои деньги. Про влияние пандемии на ситуацию с финансами упоминать излишне, и ни один перевозчик долго не выдержит», — говорит Евгения Корюкова.

Она обращает внимание на такой, по её словам, интересный момент. Действующие муниципальные предприятия работают по схожей схеме. Но все собранные с пассажиров средства они оставляют себе. Представительница частного бизнеса задаётся главным вопросом: где новые автобусы, которые бы предприятия приобрели за свой счёт?

«А долги по налогам? Они существуют! Почему? Или платят из бюджета очень мало, или второй вариант с человеческим фактором. Я склоняюсь к варианту „бюджет платит очень мало“. Таким образом, новокузнечанам придётся ещё больше оплачивать работу муниципального транспорта и недополучать в других сферах — это школы, дороги и бюджетные организации, которые живут за счёт бюджета города», — считает собеседница.

Есть у неё и другие вопросы. Почему Новокузнецк? Не Кемерово? Почему «мэр всегда толкает новокузнечан в сомнительные эксперименты впереди большинства городов России?». Почему весь город, а не отдельно взятый маршрут для обкатки ситуации? Зачем рисковать всем и сразу?

«А если эксперимент плохо себя зарекомендует? Ведь город рискует при новом конкурсе потерять не только муниципальный транспорт, но и частный. И тут у меня есть предположение: или мэр не собирается у нас задержаться надолго, или его кто-то сильно ангажирует. Второе — это моё частное предположение, в любом случае это поведение временщика», — рассуждает Евгения Корюкова.

«Жуткий эксперимент» над пассажирами

Она считает, что глава города фактически вовлёк новокузнечан на участие в жутком эксперименте без их согласия. Во всех публичных обсуждениях горожане единогласно высказались против. Однако мэрия продолжает делать видимость, что весь эксперимент во благо. Директор «АвтоЛайна» твёрдо уверена: ПКРТИ в части документа планирования оказался нежизнеспособен, но властям необходимо оправдать затрату 24 миллионов.

«Именно поэтому недоспециалисты переработали схему транспортной сети по своему разумению, без учёта фактического пассажиропотока по районам и маршрутам передвижения новокузнечан, а нарисованные от руки и на коленке маршруты, не выносят никакой логической составляющей. Нас продолжают уверять, что эта реформа разработана специалистами. Это откровенная ложь. В УТиСе всех специалистов выжили. Их там нет. С таким же успехом эти специалисты могут создавать видимость работы в школах или больницах. Но там такого не потерпят. Так почему мы терпим их в транспорте? Отвечу за мэра. А вдруг реформа не зайдёт? Таких спецов и выгнать не жалко. Выгонят и скажут нам: „Сорри! Это не администрация. Это „специалисты“ УТиС виноваты!“. Напомню про тех, кого нагло уволили, за то, что были против реформы: Абрамов, Гаврилов, Теленин. Это бывшие руководители Управления по транспорту. А прямые жертвы этой „недореформы“ — мы, новокузнечане», — возмущается предпринимательница.

По её мнению, с введением реформы у общественного транспорта Новокузнецка не будет перспектив развития.

У представителей власти другая точка зрения. Как заявили в УТиС, решение об изменении маршрутной сети связано с тем, чтобы сделать использование общественного транспорта для горожан наиболее комфортным.

В Управлении отметили, что право на осуществление пассажирских перевозок по новым маршрутам будет определяться с помощью проведения открытых конкурсных процедур. Участвовать в них сможет любой перевозчик, который будет соответствовать установленным требованиям.

В рамках закона

Напомним, порядок проведения электронного аукциона предусмотрен федеральным законом № 44-ФЗ. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе определяет федеральный закон № 220-ФЗ, объясняет Евгений Ильченко.

Всего в законе указаны четыре таких критерия. Первый — это количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора.

Второй — опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества. Третий — характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок. Четвёртый — максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Между тем в феврале этого года глава Новокузнецка Сергей Кузнецов заявлял, что подать заявку смогут только те предприятия, у которых есть новые супербольшие автобусы с низкими полами и местами для маломобильных и инвалидов.

«Полагаю, что требование о наличии у перевозчика автобуса определённой марки или иные дополнительные, не предусмотренные законом требования к перевозчикам или заявкам на участие в открытом конкурсе, могут являться причиной для обжалования условий открытого конкурса или его итогов в Федеральную антимонопольную службу или в суд», — отметил Евгений Ильченко.

Отметим, изначально предполагалось, что транспортная реформа должна была быть внедрена в регионах до июля 2020 года. Однако на днях депутаты Госдумы приняли решение отложить введение новой системы до 2022 года. Как будет развиваться ситуация в Новокузнецке, станет известно позже: ВашГород.ру сделал официальный запрос в Единый центр организации пассажирских перевозок с просьбой уточнить сроки реализации транспортной реформы.

© ВашГород.ру

Какую реакцию вызвал этот материал?