Почему в Новокузнецке закрываются магазины и какие ещё сети придут в город - мнение эксперта

 9058
 14

Только новокузнечане привыкнут к уходу одной торговой сети, как закрывается другая.

О причинах таких перемен, возможных последствиях для покупателей и прогнозе на будущее ВашГород.ру узнал у кандидата экономических наук, доцента кафедры управления и сервиса НФИ КемГУ, преподавателя маркетинговых дисциплин Ольги Матасовой.

ВГ: В последнее время в Новокузнецке произошли большие изменения в ритейле — много магазинов, как сетей, так и отдельных, ушли или уходят с рынка, на их место приходят федералы. В чём причина?

О.М.: Рынок продуктового ритейла сейчас практически полностью поделён между крупными участниками. Тройка лидеров на конец 2017 года — Х5 Retail Group (магазины «Пятёрочка»), «Магнит» и «Лента». Также активную позицию занимают «Ашан», «Дикси», Metro Cash&Carry, «Билла» и другие ритейлеры. Лет пять-семь назад укрупнялся рынок продуктовых магазинов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов европейской части России. Теперь пришёл черёд Сибири. В последние два-три года крупные ритейлеры активно заходят на рынок Новокузнецка, и небольшим местным сетям невозможно выдерживать конкуренцию с такими соперниками.

Соперники могут похвастаться отлаженной логистикой, эксклюзивными договорами с поставщиками продуктов, продуманной концепцией магазинов, грамотным управлением персоналом, централизованной рекламной кампанией. Это помогает им снижать розничные цены без потери прибыли. А для потребителей продуктов цена очень важна. Зачем платить больше за один и тот же товар? Это провоцирует отток покупателей в магазин подешевле.

Кроме того, многие столичные ритейлеры при открытии новых магазинов в регионах используют ценовую стратегию «проникновения на рынок». То есть специально занижают цены на индикаторные товары (те, которые можно легко сравнить с конкурентами: молоко, хлеб, яйца). Потребитель думает, что все остальные товары такие же дешёвые, привыкает ездить за покупками в этот магазин и тогда ритейлер, сформировав пул лояльных потребителей, потихоньку повышает цены.

ВГ: А как могут отразиться эти изменения на рядовых горожанах, помимо того, конечно, что они лишаются привычных магазинов?

О.М.: По большей части потребители только выигрывают от прихода столичных сетей. Они не скупятся на акции, бонусные программы, держат приемлемый уровень цен. Соперничества с местными магазинчиками уже нет, но ритейлеры начинают конкурировать между собой. Стоит одному из них запустить акцию с «красными ценниками», тут же другой придумывает что-то похожее. Кроме того, у каждого ритейлера есть собственная торговая марка, например, у «Ленты» — «365 дней». Цены на них ещё ниже, чем на товары других брендов.

Но существенный минус всё-таки есть — это ассортимент. Для каждого региона продавец формирует свой ассортимент, исходя из покупательной способности и спроса. Большая часть жителей нашего города из-за сложной экономической ситуации ищет выгоду, и поэтому продавец предлагает ограниченный перечень продуктов, но по привлекательным ценам. Есть прослойка состоятельных людей, которая хотела бы покупать что-то более качественное и дорогое, но их не настолько много, чтоб ассортимент магазинов менялся.

ВГ: Продолжится ли этот процесс и в ближайшем будущем?

О.М.: Однозначно да! К примеру, Х5 Retail Group, которая стала лидером российского рынка продуктового ритейла по итогам 2017 года и сместила с этого места «Магнит», откровенно заявила о своих планах мощной экспансии в регионы. Расширяться в столице сетям больше некуда — рынок занят, а в регионах ещё есть свободные места и ниши.

Думаю, в нашем городе скоро откроется ещё больше магазинов «Пятёрочка». Также я считаю, что в продуктовом ритейле в Новокузнецке будет усиливаться процесс диджитализации — применения цифровых технологий. Станут развиваться интернет-магазины продуктов, покупки через приложения, сети начнут применять разные технологии оплаты.

ВГ: Такая ситуация характерна только для Новокузнецка, или же это происходит и в других городах России?

О.М.: Эта ситуация характерна абсолютно для всех регионов и городов России. Единственное отличие — это наличие отдельных форматов магазинов, которые сейчас наш город просто не потянет. Например, магазины фермерских продуктов, гастрономические бутики, магазины здорового питания, которые по более высоким ценам продают качественные продукты. Но если платёжеспособный спрос на это будет расти, то приход к нам сетей типа «Вкусвилл», «Мяснов» или «Азбука Вкуса» вполне реален.

© ВашГород.ру

Какую реакцию вызвал этот материал?

Наш канал в Telegram: @novokuznetsk_news
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это быстро и анонимно.