«Мы хотели посвятить это Стивену Хокингу»: в Новосибирске поставили необычную версию «Гамлета»

«Если вы хотите мне сказать, что это святая классика и мы, как всегда, её испоганили, я буду всячески оправдываться». Так говорит режиссёр Андрей Прикотенко о своём новом спектакле – SOCIOPATH по мотивам истории о Гамлете.

Три дня осталось до очередной театральной премьеры в Новосибирске. В театре «Старый дом» поставят «Социопата» - вариацию на тему Гамлета от Андрея Прикотенко (А.П.). Для спектакля создали особое сценическое пространство – огромную прозрачную клетку, внутри которой живут персонажи, стены превращены в экран айфона, а вокруг сидят зрители.

ВашГород.ру собрал самые интересные цитаты режиссёра Андрея Прикотенко, директора театра Антониды Гореявчевой (А.Г.) и художника Ольги Шаишмелашвили (О.Ш.) с предпремьерной пресс-конференции.

О рождении идеи

А.П.: «В какой-то момент мне стало казаться, что на меня не производят впечатление классические тексты. Я был в Петербурге на спектакле «Гамлет», звучит известный текст, я вижу, что создатели хотят донести какие-то свои очень интересные сложные мысли – и эти тексты мешают.

Идея людей будоражит до сих пор, сюжет будоражит – а текст мешает. И я подумал, что возьму и для себя перепишу весь этот сюжет. Сначала я не хотел, чтобы он дошёл до сцены, какого-то сценического воплощения – мне это было само по себе интересно, взять и переписать».

«Это такая попытка создать современное рефлексирующее сознание. Сюжет Гамлета наиболее подходит, чтобы его создать. Я захочу с вами поделиться своими размышлениями о кризисе гуманизма, кризисе человеческой совести или про себя захочу что-нибудь рассказать по этому самому поводу. Я же не могу так просто выйти и сделать это публично. Мне требуется сюжет, я ищу подходящий, нахожу сюжет Гамлета, вкладываю в его уста свои мысли, при этом насыщая сюжет размышлениями о современном мире – и таким образом появляется это произведение».

О Стивене Хокинге и «испоганенной идее»

А.П.: «Шекспир в своё время тоже не написал эту историю, это же не его сюжет. Он существует рядом с историей человечества уже очень давно. Шекспир вообще практически все сюжеты переписывал. То есть если вы хотите мне сказать, что это святая классика и мы, как всегда, её испоганили, я буду всячески оправдываться и говорить, почему это не так».

«Сюжет нас по-прежнему волнует – 500 лет до написания пьесы, плюс ещё 400, то есть 900 лет мы с вами сидим и переживаем. То есть на протяжении всей истории человечество сопровождает сюжет о совести. Это всегда человека тревожило и будет тревожить. Где моя совесть? Что будет после смерти?»

«У нас был ещё один вариант названия спектакля – «Мир в ореховой скорлупе. Краткая история всего». Мы хотели подчеркнуть, что весь этот мир находится внутри одного человека. Изначально мы хотели посвятить постановку Стивену Хокингу. Одним из самых важных элементов спектакля было – как будто вся история происходит внутри одного такого гениального сознания.

Об айфоне в спектакле

А.П.: «Наш с вами герой написал эту игру, внутри неё существует, но потом она выходит из-под контроля, начинает сбоить – это такой параллельный сюжет. Мы сейчас говорим – «ты сидишь в айфоне», «в смартфоне», и герой как будто бы находится внутри себя».

«У вас есть это устройство? (поднимает айфон) Оно каким-то образом повлияло на ваше сознание? На моё повлияло, причём очень сильно. И вот я ставлю спектакль про современное сознание, и его [смартфона] как бы нет. Но почему нет? Я в нём нахожусь практически постоянно, вся моя жизнь организована через эту штуку. Не только у меня – миллиарды людей. Мы живём с вами – с появлением этого [устройства] – в совершенно другом мире. Вот и всё. Про него мы и рассказываем».

О призраке отца Гамлета и буквах на сцене

А.П. «Я считаю, что есть некоторые пьесы, где нужно обязательно изобрести какой-то сюжетообразующий элемент, и тогда будет понятен спектакль. В этой пьесе таким элементом является призрак.

Созданный культурный контекст [вокруг Гамлета] огромен – это и Шекспир в первую очередь, и ваш покорный слуга, и Анатолий Григорьев, который написал замечательный поэтический текст для этой работы, и современная немецкая драматургия, и те, кто переписал этот сюжет ещё до Шекспира, и после, и те, кто играл эти роли, и Белинский, который выпускал свои критические статьи, и т.д. и т.д. И многочисленные исследования, а был ли Шекспир Шекспиром.

Колоссальный культурный контекст – он у нас и есть призрак. Поэтому и текст. Тексты являются призраками».

О составе актёров

А.П. «В «Социопате» три актёрских состава. Диффузия должна происходить, актёры будут меняться внутри спектакля. Мне кажется, что, во-первых, эта роль для человека – очень сильное подспорье, рост. Во-вторых, иметь трёх человек в труппе, которые способны сыграть Гамлета – это нонсенс, и нас [театр] определённым образом характеризует.

О клетке на сцене

О.Ш.: «Мне не очень нравится слово «клетка». Для меня это, наверно, ринг, какая-то замкнутая структура, из которой нет выхода, концентрация энергии. Поэтому мы преобразовали пространство: работает не только сама сцена, но и зрительный зал, он развёрнут со всех четырёх сторон, и энергия должна концентрироваться в центре».

А.Г.: «Уговорить меня [на новый формат] было несложно, я человек, открытый всему новому. К тому же наш театр, наверно, самый экспериментальный во всём Новосибирске. Я верю в Андрея Михайловича, и дала возможность главному режиссёру театра сделать такую работу, непростую для всех нас. Технически было довольно сложно это сделать, переформатировать зал.

Но мы пришли к такому решению – да, мы можем. У нас есть планы на это пространство, это же не просто так, для одного спектакля. Есть дальнейшая программа наших действий с Андреем Прикотенко. Рано об этом говорить, но мы будем осваивать это пространство и дальше».

Премьера спектакля пройдёт в «Старом доме» в преддверии Дня театра - 23, 24 и 25 марта. Все билеты уже раскуплены: остались места только на апрельский и июньский спектакли.

Источник фото: ВашГород.ру