Генетики раскрыли секрет дружелюбия домашних лисиц из Новосибирска

07 августа 2018 00:00

Советские одомашненные лисицы из новосибирского Академгородка знамениты на весь мир. Учёные наконец расшифровали их ДНК.

Генетики выяснили, какая мутация в ДНК отвечает за дружелюбие лисиц. Для этого потребовалось сравнить геном домашних чернобурок с геномом собак и диких лисиц. Расшифровка генетического кода диких хищников стала доступна учёным сравнительно недавно, пишет «РИА Новости» со ссылкой на журнал Nature Ecology & Evolution.

О домашних лисицах

Домашних лисиц выводили в Новосибирск — в Институте цитологии и генетики в Академгородке. Академик Беляев с коллегами действовал по тому же принципу, что и при выведении новых пород собак. В каждом помёте отбирали самых дружелюбных лисиц, скрещивали их между собой, а остальных пускали на мех.

Вскоре домашние лисицы становились похожи на собак не только по характеру, но и внешне: хвост завивался колечком, уши обвисали, на шерсти появлялись светлые пятна.

Памятник академику Беляеву в Академгородке

Сейчас учёные изучили геном 10 домашних, агрессивных и «обычных» лисиц из новосибирского Академгородка, а также одной дикой хищницы. 103 гена или фрагмента ДНК у лисиц различались: три десятка связаны с поведением, остальные с окраской и другими особенностями.

Об удивительном открытии

Оказалось, что за особенный характер беляевских чернобурых лисиц отвечает мутация только в одном гене SorCS1. Разные варианты этого гена могут сделать лису дружелюбной или агрессивной. Этот факт полностью опровергает более раннюю гипотезу, будто за добродушие лисы отвечает «синдром эльфа» комбинации умственной отсталости и крайних форм дружелюбия и доверчивости. На самом деле такой синдром есть у агрессивных животных.

«Подобные различия только подчеркивают то, что мы почти ничего не знаем о том, как работают эти участки ДНК, связанные с поведением людей и животных», — признаются учёные.

А значит, исследования уникальных новосибирских лисиц ещё продолжатся.