Почему дистанционное обучение в Кузбассе раздражает учителей и родителей

Третью неделю кузбасские школьники учатся дистанционно. Но говорить о чётко выстроенной системе пока не приходится. Учителя вымотаны, дети расслаблены, родители недовольны. Впрочем, положительные отзывы тоже есть.     

Кто в лес, кто по дрова

Для реализации дистанционного обучения региональное министерство образования разрешило школам использовать разные возможности - кому что удобно. Это и онлайн-платформы, и мессенджеры, и соцсети. Более того, «через смс, по телефону или в бумажном варианте учитель может передавать домашние задания и консультировать. Подходящий формат работы родителям необходимо обсудить и согласовать с педагогом», указали в министерстве.

На деле так и вышло. Где-то используют возможности онлайн-платформ, причём разных – «Российская электронная школа», «Учи.ру», «Решу ОГЭ» и другие. Кто-то отдал предпочтение бесплатным сервисам Zoom,Google Класс. Третьи ограничились общением через соцсети или мессенджеры.

«Каждый день проходят квест»

С одной стороны, отсутствие строгих требований даёт возможность не прерывать процесс и хоть как-то закончить учебный год. С другой – вызывает недовольство родителей и детей. Претензий достаточно. Самые распространённые – жалобы на регулярные сбои в работе платформ, отсутствие дистанционных уроков как таковых, невозможность получить оперативный ответ от учителя. Многие заявляют о возросшей нагрузке. 

«Как выглядит дистанционное обучение? Каждый учитель по своему усмотрению сделал чат в любимом мессенджере, группу в соцсети или google docs. И ученики каждый день проходят квест – найди своё задание, сам разберись, как его решать (или списать, что чаще всего бывает), и правильно отправь по нужному виду связи. Какой имеем на практике результат? дистанционных уроков нет совсем, ученики сидят перед монитором по 10 часов, а учителя скидывают удвоенную или утроенную домашнюю работу и, видимо, пишут какие-то отчёты», - говорит один из жителей Новокузнецка.

По его мнению, в системе образования нет ни одного смелого управленца, который мог бы разработать, унифицировать и внедрить правила для дистанционного образования.

«Например, руководство нашей школы очень хорошо организует избирательные участки, но не дистанционное обучение», - заявляет собеседник.

По словам другой новокузнечанки, мамы первоклассницы, неудобства возникают ещё из-за того, что многие родители и сами работают сейчас на удалёнке. Сложности заключаются  в следующем. Утром компьютер занят – работает мама. Днём - зависает «Российская электронная школа», на которой учитель советует просматривать уроки. А вечером, когда возможностями «РЭШ» можно пользоваться без особых проблем, ребёнку попросту не до учёбы, потому что пора укладываться спать.

Жительница Прокопьевска Екатерина Д. переживает, что сын-семиклассник во время уроков постоянно отвлекается на компьютерные игры.

«Итог очевидный – ещё больше пострадает уже упавшее зрение, а уровень знаний оставит желать лучшего», - говорит прокопчанка.

Впрочем, некоторых родителей вполне устраивает новый формат обучения. Например, по словам жительницы Прокопьевского района Оксаны Л., мамы ученика начальной школы, у них трудностей не возникает. По договорённости с учителем, учёба начинается с 9:00. Дети просматривают урок на Zoom, выполняют задания. Письменную домашнюю работу фотографируют и отправляют по вотсапу. Выполнение устных заданий – выразительное чтение, стихи наизусть – записывают на аудио или видео.

«В целом проблем нет. Только педагога жалко – она с нами круглосуточно», - рассказывает девушка.

Ягодки-цветочки

По словам самих учителей, нагрузка на них увеличилась в разы по сравнению с традиционным обучением в школе. Об этом говорят и те, кто пользуется сервисами типа Zoom, и те, кто взаимодействует с учениками с помощью мессенджеров. Времени на дом и семью не остаётся.

«Та нагрузка, когда мы вели уроки у доски, – «цветочки», по сравнению с дистанционным обучением», - солидарно заявляют педагоги. 

Они признают: школы попросту оказались не готовы к дистанционному обучению. Напомним, об этом же заявлял глава региона Сергей Цивилёв. Однако сейчас, говорят учителя, стало немного проще – процесс более или менее стал налаживаться.

Но проблемы всё-таки есть. Например, не все дети обеспечены компьютерами или гаджетами. Учительница одной из городских школ Кузбасса на условиях анонимности рассказала ВашГород.ру, что в её классе учатся такие ребятишки. Для них педагоги готовят задания в бумажном варианте, передают через родителей. В свою очередь школьники выполняют работы и передают их учителям.

Также педагоги указывают на неудобство работы из дома – вести уроки вживую гораздо удобнее. К тому же, на расстоянии сложно организовать детей. 

«Дистанционное обучение у нас осуществляется на платформе Zoom. Принцип её работы - в режиме видеоконференции - мне нравится. По сравнению с другими платформами, где задания просто прикрепляются, этот сервис позволяет мобилизовать и активизировать учеников. Но есть много минусов. Например, дети «вылетают» во время конференции, и либо не могут добавиться потом, либо целенаправленно не подключаются под предлогом того, что не могут. Есть случаи, когда школьники отключают телефон, камеру - и продолжают спать. А в целом, вся эта самоизоляция – полный треш», - говорит учитель одной из школ Кемерова Наталья К.

Есть нарекания по поводу недостаточного родительского контроля, нежелания детей выполнять задания самостоятельно - зачастую школьники списывают решения с сайтов, где размещены готовые домашние задания (ГДЗ).    

Ещё один повод для беспокойства – вероятность негативных последствий дистанционки. Педагоги опасаются, что к концу учебного года дети сильно расслабятся, и к началу следующего организовать их будет сложно.

Незаменимые есть

Сколько бы родители и учителя не критиковали друг друга, объединяет их общая позиция: живое общение между детьми и педагогами очень важно. И заменить его невозможно ни суперсовременными онлайн-платформами, ни соцсетями, ни мессенджерами.

Ранее ВашГород.ру писал, что учебный год в Кузбассе продлится до 8 июня.

Источник фото: i.imgflip.com