Как противостоять кибермошенничеству: интервью с управляющим Сбербанка

Кузбассовцы всё чаще сталкиваются с мошенничеством. Аферисты постоянно изобретают новые схемы, чтобы обогатиться за счёт граждан.

По итогам 2019 года число таких преступлений в регионе выросло более чем на 50%: с 3 734 до 5 733. И это только официально зарегистрированные случаи, когда потерпевшие обратились в полицию. По данным Кемеровостата, мошенничества занимают второе место по частоте среди всех преступлений, совершаемых в Кемеровской области, уступая только кражам. Чаще всего обманщики прибегают к использованию IT-технологий.

ВашГород.ру побеседовал с Николаем Шиловым, управляющим Кемеровским отделением ПАО Сбербанк о том, как банку удаётся защищать клиентов от кибермошенничества.

— Николай Владимирович, сколько кибератак на сбережения клиентов Сбербанку удалось предотвратить?

— В 2020 году Сбербанку удалось спасти более 20 млрд рублей клиентов, которых атаковали кибермошенники. По итогам 2019 года этот показатель составил 39,7 млрд рублей, было остановлено проведение около 2 млн подозрительных операций.

Показатели потерь клиентов находятся на стабильно низком уровне благодаря системе выявления подозрительных операций в онлайн-режиме, так называемого фрод-мониторинга. Ежедневно он обрабатывает 367 млн операций. На оценку операции уходит меньше 100 млс. Рисковые операции система направляет на дополнительное подтверждение.

Кроме того, мы сотрудничаем с правоохранительными органами. Только в первом квартале 2020 года при активном содействии Сбербанка в России ликвидировано 15 преступных групп, 79 участников ОПГ задержано, возбуждено 134 уголовных дела.

— Чьи средства чаще пытаются присвоить аферисты: обычных граждан или компаний?

— Мошенники пользуются низкой киберграмотностью населения, всё активнее используются средства социальной инженерии. По статистике Сбербанка, в 2017 году она составляла 75% от всего кибермошенничества, в 2018-м — 79%, а в 2019-м — уже 89%.

— Есть мнение, что жертвами аферистов становятся только пожилые люди. Так ли это?

— Пожилые люди более доверчивы, поэтому действительно попадают в группу риска. Однако по статистике аферистам удаётся обмануть и представителей других возрастных групп. Часто жертвами обмана становятся мужчины в возрасте 18-30 лет.

—На телефон звонит некий человек и представляется сотрудником банка. Как понять, что тебя обманывают?

— Сотрудники банка никогда не запрашивают данные карт и коды, не просят продиктовать пароли. Если вам предлагают перевести средства на «защищённый счёт» — вы говорите с мошенником. Не выполняйте никаких действий по инструкции человека на том конце провода, немедленно закончите разговор, если у вас появились сомнения. Если вы успели сообщить ему какие-то данные, позвоните в банк и расскажите о произошедшем. Кроме того, сообщить о мошенничестве и проверить номер или веб-сайт на безопасность можно в специальном разделе на сайте Сбербанка.

— Как это можно сделать?

— Заходите в специальный подраздел в разделе «Ваша безопасность"на сайте Сбербанка. Забив в строке сомнительный веб-сайт или телефон, можно быстро и бесплатно получить информацию о том, можно ли доверять этому источнику. Пользоваться ресурсом могут все желающие.

Здесь же можно сообщить о мошенниках. С начала 2020 года мы зафиксировали более 1,3 млн жалоб клиентов на попытки телефонного мошенничества. Это первый в России ресурс подобного рода, доступный любому гражданину без ограничений. Мы предполагаем, что постепенно он позволит расширять систему мониторинга Сбербанка для защиты от киберпреступников.

— Ресурс позволяет проверить не только номера телефонов, но и сайты. Насколько это сейчас актуально?

— В связи с ситуацией с коронавирусом число мошеннических сайтов резко возросло, так как аферисты хорошо умеют работать с актуальной повесткой. Так, по статистике до 75% сайтов на тему коронавирусной инфекции в российском сегменте интернета являются мошенническими. Целую волну мошенничеств вызвало назначение выплат на детей, положенных в связи с пандемией. Подложные сайты собирают персональные данные граждан и требуют"идентификационных" платежей за оформление денег.

Кроме того, попасть на мошеннический ресурс можно через различные рассылки, в том числе в мессенджерах и соцсетях. Например, мошенники заманивают людей на ресурсы под именем Всемирной организации здравоохранения. Если на таких сайтах ввести свои данные, то можно легко лишиться сбережений. Поэтому стоит критично относиться ко всем непроверенным источникам распространения новостей и перепроверять информацию.

— Предполагается, что развитие нового ресурса позволит ещё эффективнее противостоять мошенничеству. При этом самым надёжным средством от обмана продолжает оставаться бдительность. Всегда включайте голову, не делайте спонтанных поступков. Если вас просят перевести деньги или назвать личные данные, то для начала положите трубку и перезвоните на горячую линию вашего банка, посоветуйтесь с родными и близкими, со стороны ситуация понятнее (прим. Редакции).

© ВашГород.ру


Источник фото: Сбербанк