Что сегодня контролируют контролёры и решат ли они проблему «зайцев»

Вопрос контроля за пассажирскими перевозками Новокузнецка обрастает новыми нюансами, о которых рассказали наши читатели.

Недавно женщина, увидев на остановке двух контролёров, поинтересовалась: как много они выявляют «зайцев». По её словам они с досадой отмахнулись «Какие зайцы? Мы пока проверяем транспорт: документы, соблюдение графика, автоинформатор. Сначала надо навести порядок, а потом за безбилетников возьмемся».

Другой читатель наблюдал за действиями контролёров в автобусе: они окинули взглядом пассажиров, проверили валидатор, потом прошли в кабину водителя и, судя по услышанным им фразам, предъявляли претензию за отсутствие форменной одежды.

Получается, что на сегодняшний контроль за оплатой проезда оставляет желать лучшего, а кондукторов, по заверениям мэра, возвращать не будут. Что ожидает нас при такой системе?

Согласно данным оперативного штаба, на маршрутах города запланировано почти 350 единиц транспорта (включая автобусы, трамваи, троллейбусы). В штате Центральной Диспетчерской Службы Новокузнецка 36 ставок контролеров, на маршруты люди выходят вдвоем. На обследование одного автобуса уходит от 10 до 15 минут плюс около 5 минут для пересадки в другой транспорт. Путём несложных подсчета выясняем, что за 8 часов рабочего дня, пара контролёров обследует 24 единицы (при условии, что не нужно будет тратить время на общение с буйными пассажирами и оформление протокола). Следовательно, 18 бригад могут «обработать» за смену 432 автобуса/троллейбуса/трамвая. Но это лишь теоретически, а по факту 1 декабря в рейд вышли 12 контролеров, которые проверили лишь 70 транспортных единиц. Фактически, реальные шансы пассажира «нарваться» на контроль стремятся к нулю. Будут ли люди добровольно платить – вот вопрос.

8 декабря состоялось XV заседание Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. В своем выступлении глава Новокузнецка Сергей Кузнецов подтвердил, что за проезд платят лишь единицы. Но для решения проблемы признал, что бюджет Новокузнецка будет вынужден компенсировать автоперевозчикам порядка миллиарда рублей в год.

Стоит вспомнить, что даже во времена СССР собираемость оплаты за проезд в пригородных маршрутах составляла 60-70% и чуть больше по городу. А ведь тогда и «мозолили» глаза таблички «Совесть – лучший контролер», и народ был более совестливый, и сами пассажиры делали замечание безбилетникам. К тому же на регулярные рейды выходили контролеры не только штатные, но и общественные из числа комсомольских активистов и дружинников.

На сегодняшний день проблему контроля за оплатой проезда пытаются решить лишь водители, да и то не вполне законным способом: когда видят, что на остановке мало пассажиров, открывают только переднюю дверь. Таким образом, люди вынуждены проходить мимо кабины водителя и на выходе оплачивать проезд. Конечно, создается толчея, которая грозит задержкой расписания, сбоями графика. А если кто-то из пассажиров сообщит об этом в УТИС, водителя ожидают неприятности.

Объективно говоря, получение прибыли за услуги пассажирских перевозок при данных условиях стоит под большим вопросом и может привести к банкротству перевозчика.

Мы поговорили об этом с водителем "ПитерАвто", который на условиях анонимности рассказал, что скоро их зарплату поставят в зависимость от проданных билетов. И если не дадут кондуктора, он будет брать с собой жену для обилечивания пассажиров.

В свою очередь независимые юристы разъяснили, что органы власти не вправе вмешиваться во внутренние дела предприятий, в том числе диктовать вопросы кадровой политики. Следовательно, коммерческое предприятия имеет полное право самостоятельно принимать решение о приглашении на работу кондукторов.

Так что, принимая во внимание сложности с организацией контроля, можно с большой уверенностью предположить, что опытные кондукторы из муниципальных предприятий недолго будут без работы.

В заключение хочется отметить, что в автобусных перевозках наводится порядок, выход транспорта на маршрут не менее 85%, критичных сбоев графиков не наблюдается, посему 1 декабря оперативный штаб по транспорту прекратил свою деятельность.

Андрей Соколов

© ВашГород.ру


Источник фото: ВашГород.ру