Рождественская премьера Новокузнецкого органа - впечатления

26 декабря в католическом храме св. Иоанна Златоуста новокузнечане встретились с настоящим чудом – с вечной музыкой Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Франсуа Куперена, которого ещё при жизни назвали «Великим», и другими композиторами, писавшими музыку для органа. Да-да, именно орган почти полтора часа звучал под сводами храма, проникая в души людей, окутывая тайной, унося в космос…

Для многих жителей Новокузнецка стало новостью известие о существовании органа в южной столице Кузбасса, а прошедшие Рождественские концерты, по сути, явились полноценной премьерой нового великолепного инструмента.

Как рассказал настоятель храма св. Иоанна Златоуста о. Алексей Баранников, этот электронный орган последнего поколения «VIVALDI-350» изготовлен 8 января 2020 года мастерами голландской фирмы «JOHANNUS» («Йоханнус»). В Новокузнецк он поступил 4 февраля, а жизнь у него «вдохнул» специалист из Санкт-Петербурга.

Органы этого типа нельзя назвать синтезаторами, так как они не синтезируют звуки с помощью электроники, а воспроизводят так называемые «семплы» - образцы реального звучания труб лучших органов мира. Таким образом, создается полное ощущение игры на духовом инструменте.

Орган в единственном католическом храме Новокузнецка звучал и раньше. Он более 25 лет служил верой и правдой, уже не в полной мере отвечал запросам слушателей и исполнителей, хотя для своего времени это была лучшая технология. Поэтому настоятель о. Алексей принял решение подарить новокузнечанам более современный инструмент, который может звучать в любом из четырех стилей: барокко, исторический, классический, романтический (симфонический). Стоит отметить, что этот подарок приобретен исключительно на пожертвования прихожан.

И вот в последние выходные уходящего года мы услышали поистине божественную музыку в исполнении Глеба Никулина – лауреата многочисленных премий композиторов и исполнителей-органистов, члена Союза композиторов России, доцента кафедры специального фортепиано Новосибирской консерватории. Глядя как с помощью пастора он поднимается к органу, на ощупь устраивается на скамье, чуткими пальцами «осматривает» мануалы (так называются органные клавиатуры), возникает опасение – а как же этот, практически незрячий скромный мужчина с застенчивой улыбкой, будет находить нужные клавиши на трех (!) мануалах? А ведь там ещё десятки кнопок, которые позволяют окунуться в мир разнообразных тембров и созвучий.

Но когда эти пальцы легли на клавиши и зал буквально накрыла величественная музыка, забылось всё: и зима, и ковид, и быт… Осталось только вечность, космос, вселенная, человечество, люди… Удивительный гений Луи Дакена, Дитриха Букстехуде и других талантливых композиторов сумел вплести в духовную музыку народные мотивы Европы. В этих величественных мелодиях мы услышали не только протяжные песни галлов, но и веселые рождественские куплеты германцев. А в  хоре пилигримов из оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», который переложил для органа Ференц Лист, слышатся грозные мотивы «Вставай, проклятьем заклеймённый», написанные почти на полвека позже.

Безусловно величайшим из великих был и остается композитор будущего – Иоганн Себестьян Бах, которого современная молодежь называет «Президент Мира». Своей Пасторалью фа мажор он буквально поднимает над планетой и уносит во Вселенную.

После концерта, в котором органично прозвучали и собственные произведения исполнителя, я хотел сразу поговорить с маэстро, но пришлось немного подождать, потому что Глеб Никулин всё-таки ещё и педагог. И когда к нему подошёл студент музыкального колледжа, Глеб Анатольевич не только рассказал об особенностях органа, но и позволил прикоснуться к инструменту. И вновь зал пронзила божественная музыка: жизнеутверждающее «Адажио» Томазо Альбинони, которое у некоторых почему-то ассоциируется с реквиемом.

Каюсь, во время разговора с маэстро, я всё-таки задал мучавший меня вопрос: есть ли на клавишах какие-то тактильные обозначения? Всё-таки три мануала на две руки и педали для ног – это далеко не рояль, где всё в одной плоскости. Например, на левых кнопках баяна, которые исполнитель вовсе не видит, нота «до» отмечена вмятиной.

«Нет, – улыбнулся маэстро, – никаких отметин на клавишах не ставится. Это просто тренировка, а зрение для музыканта – это необязательное чувство». И, как бы предваряя вопрос, добавил: «Вот и очки – они больше для имиджа».

Всё-таки нам очень повезло! Иметь счастье услышать живую музыку органа можно только в двух городах Кузбасса – в Кемерово и в Новокузнецке. Не пропустите следующих концертов! С наступающим Новым годом!

Андрей Соколов

Источник фото: ВашГород.ру iprofiles.ru