Некоторые турагентства Новокузнецка "играют не по правилам"

Сегодня на территории Новокузнецка, судя по электроннойкарте города, действует 155 туристических фирм, подавляющее большинство которыхработает на выезд - продает горожанам путевки на заграничный отдых.

А еще полгода назад, по данным отдела госстатистики поНовокузнецку, их было сто три, то есть в полтора раза меньше. Представителитуристического бизнеса нашего города констатируют, что такой бурный рост несулит ничего хорошего ни нам с вами, потенциальным потребителям, ни самомурынку туристских услуг.

"Почему-то считается, что нет ничего проще, чем открытьтурагентство, - рассказала менеджер по туризму новокузнецкого агентства,которое работает на рынке 11 лет, Оксана Власенко. - Видимо, новички покупаютсяна то, что первоначально не обязательно вкладывать в бизнес много денег. Нужноарендовать небольшой офис, поставить компьютер с выходом в интернет и заключитьдоговор с туроператором. О том, что потом придется нести ответственность, в томчисле и материальную, наверное, никто не задумывается".

Ее коллега, директор туристического агентства,расположенного в Заводском районе, Александр Черепанов видит причину резковозросшего числа агентств еще и в том, государство активно помогает развитиюмалого и среднего бизнеса. "Я знаю много таких примеров: молодые неопытныелюди пару раз побывали за границей, решили, что они теперь специалисты в сферетуризма, защитили бизнес-план и получили средства на развитие бизнеса по линииЦентра занятости населения", - рассказал Черепанов.

Главная проблема, которая из этого вытекает, заключается втом, что, создав туристическое агентство, новоиспеченные предприниматели должнысразу же наработать клиентскую базу. Привлечь туристов хорошей репутацией онине могут, имени у них пока нет. Вот и выходит, что единственный инструментпривлечения клиентов(и кстати, весьма действенный) - большие скидки. Врезультате на туррынке нашего города существует жесткий демпинг: новички"сбрасывают" цены на туры и серьезным проверенным фирмам тоже приходитсяидти на уступки, чтобы не растерять клиентов.

"Мы против политики больших скидок, потому что отвечаемза качество турпродукта, - говорит Оксана Власенко. - Но большинствоновокузнечан, к сожалению, о качестве не задумываются. Поэтому часто идут туда,где дешевле".

Если говорить простым языком, процесс выглядит так. Туристпосредством турагентсва покупает готовый турпакет у туроператора. В него входитвсе: перелет, трансферы, проживание, выбранный туристом тип питания,медицинская страховка, а также комиссия, которая предназначена турагентству зареализацию турпродукта. В зависимости от разных факторов она колеблется впределах от 8 до 14 процентов от стоимости тура. Поэтому, когда агентствопредлагает скидку 10 процентов, то его заработок с проданного тура значительноуменьшается. Но при этом никто не отменял выплату зарплаты сотрудникам, оплатуаренды офиса, коммунальных и интернет-услуг, в конце концов, надо и картриджи впринтерах заправлять, и визитки заказывать. А главное - перечислять деньгитуроператору за проданные туры.

Давая большие скидки, агентство рискует столкнуться сдефицитом оборотных средств, что может привести к печальным последствиям.Некоторые агентства, столкнувшись с такой проблемой, попадают в замкнутый круг- из-за нехватки средств на текущие расходы они затягивают с оплатой туров.Грубо говоря, за клиента, который пришел вчера, рассчитываются с туроператоромденьгами, которые другой клиент принес сегодня, а за него рассчитаются деньгамитого, кто придет завтра. Рано или поздно этот "снежный ком"становится неподъемным, и агентство объявляется себя банкротом. Те, кому непосчастливилось оказаться в числе последних клиентов, никуда не летят, а идут всуд, чтобы вернуть деньги, накопленные на несостоявшийся отпуск.

"С одной стороны, большое количество агентств - этонеплохо. Хотя бы потому, что у потенциальных туристов есть выбор, и они могутполучить желаемую услугу, выйдя из дома и перейдя через дорогу, - рассуждаетдиректор туристического агентства Оксана Белькова. - Но это если агентство начинаетработу с обучения персонала, честной рекламы, качественного сервиса. Тенденцияоднако такова: на рынок заходят непрофессионалы. И мне жаль тех туристов,которые приходятся на их долю, покупаясь на 10-процентные скидки. Ихпутешествие и подготовка к нему могут вместо праздника оказаться мучением. Итолько ожегшись об неопытных специалистов, туристы начинают понимать, откудаберутся эти бонусы. Максимально возможная скидка в моем агентстве - 5процентов. И то получают ее лишь постоянные клиенты".

По словам Александра Черепанова, вся эта ситуация сильнодестабилизирует рынок. "Туристы привыкли к дешевому продукту. Они приходяти уже не ждут от нас бонусных предложений, а требуют их прямо с порога", -говорит он.

Так или иначе изменить ситуацию можно только назаконодательном уровне. Существующая нормативно-правовая база не имеетуниверсального решения проблемы. Агентства не в силах самостоятельно с нейсправиться и взывают к помощи туроператоров. Но те лишь разводят руками:вмешиваться в бизнес турагентов они не имеют права.

Председатель координационного совета Кузбасской ассоциациипредприятий туристской индустрии Галина Руднева:

"Во-первых, непрофессионализм и безответственностьфирм, которые открываются уже даже в стоматологических кабинетах и парикмахерских,бросает тень на весь турбизнес. Во-вторых, демпинг среди агентств заставляетсерьезные фирмы делать скидки и терять прибыль, которую можно было бы потратитьна развитие, обучение персонала, модернизацию деятельности.

Поэтому я убеждена, что необходимо вернуть лицензированиетуристических агентств, которое было отменено в 2007 году, сделать опыт работыв туризме обязательным условием открытия агентства, а также страховатьгражданскую ответственность по каждому договору. В противном случае страдать будути туристы, и добросовестные турагентства.