Владимир Демин рассказал кто воровал в ЖКХ

 5277
 7

Владимир Демин — начальник отдела развития новых форм управления в ЖКХ Новокузнецкой администрации в 2005 -2009 гг. в интервью газете «Управдом» рассказал о том, как начиналась реформа ЖКХ в Новокузнецке, кто стоял у истоков этой реформы, а также кто и как воровал.

— Владимир Михайлович, Вы стояли у истоков жилищно-коммунальной реформы в городе. За последние десятилетия в ЖКХ произошли большие изменения, но многие люди недовольны ходом и результатами реформы. У них сложилось представление, что процесс, особенно в начале преобразований, был стихийным. Так ли это?

— Правительство издавало законы — мы на местах им следовали. Все время что-то менялось, преобразовывалось. С долгами ресурсоснабжающим организациям, например, мы впервые столкнулись в начале 2000-х. Тогда тарифы возрастали, платежи населения падали. И ЖЭКи, которые собирали деньги за тепло, воду, электроэнергию, начали использовать их по своему усмотрению.

Тогда при комитете ЖКХ по заданию главы города мы начали организовывать расчетно-кассовый центр, чтобы сконцентрировать все платежи и распределить по видам услуг. Так мы поставили заслон нецелевому использованию средств. У коммунальщиков стали появляться деньги на ремонты сетей и прочее.

ЖЭКи начали преобразовываться в частные предприятия, отказываться от баз, техники. Появились строительные материалы, отпала нужда в огромных складах и затратах на них. Вновь созданным предприятиям предоставили возможность самим решать, какую технику и людей нанимать. Это сказалось на затратах: подрядчик вывозит мусор, и у предприятия ни о гараже, ни о колесах голова уже не болит.

В 2004 году начал обсуждаться Жилищный кодекс, и мы понимали, что рано или поздно он вступит в действие. Это произошло 1 марта 2005 года, и надо было разъяснять собственникам, какие формы управления выбирать. Отдел, который я тогда возглавил, был нацелен на выполнение этой задачи. Мы активно выступали в средствах массовой информации, готовили брошюры, разъясняли положение. Подрядные организации, обслуживающие жилье, постепенно начали преобразовывать в управляющие компании. И к концу 2005 года их в городе было полтора десятка А сейчас — больше сотни.

— По-вашему, сейчас ЖКХ работает более продуктивно?

— Если проанализировать опыт работы старой и новой системы, отмечу: управляющие компании стали намного самостоятельнее и ответственнее, потому что все под контролем собственников. Качество работ стало выше. Но если жилищная и коммунальная сфера в рыночных условиях действительно стали работать, то со стороны жителей совдеповское понимание сильно до сих пор.

— Вы следите за новыми законами? Каковы дальнейшие направления реформирования?

— Конечно, стараюсь и вникать, и анализировать. На сегодняшний день одно из направлений — образование советов домов, что является продолжением ФЗ-131 о самоуправлении. Государство ставит задачу организации общества собственников, которое несет ответственность за имущество, полученное «бесплатно» (это не так, конечно, потому что платили налог и фактически заработали).

В изменениях в Жилищном кодексе по созданию совета домов написано: если в течение трех месяцев собственники не избрали совет, то муниципалитет должен организовать процесс. Вот пришли бы ко мне чиновники и сказали: «Ты будешь в совете». Я такого не могу понять: как трем — четырем чиновникам обойти три тысячи домов и собрать советы? Закон все возложил на чиновников, возможно, чтобы успокоить народ, сказать: все под контролем. Потому что наши люди все еще администрации верят. Может, на сегодняшний день этот шаг и оправдан. Но мне непонятно, почему СТОСы подчиняются аппарату управления администрации районов и занимаются выборами и переписью. Будто каждый день у нас выборы и перепись. Жить надо каждый день. В уставе СТОСа прописано, что его сфера — это жизнеобеспечение. Поэтому подчинить организацию надо заместителю главы города по ЖКХ.

Нельзя сказать, что у нас положение со СТОСами плохое, институт старших домов и советов домов продолжает развиваться. Потому что, начиная с 2005 года, образовался класс собственников, которые объединяются в общественные организации, — это как раз то гражданское общество, которое должно быть. СТОСы и должны создавать советы домов, обучать их, работать четко по договорам между УК и собственниками и строго следить за их исполнением. Вот тогда будет больший эффект.

— Хотелось бы обсудить еще одну тему прошлых лет: скандал с НУКом, которым Новокузнецк «прославился» на всю страну. Можете ли Вы сейчас дать оценку этой истории? Это политическое дело?

— Оно не политическое, а уголовное. Но у жителей сложилось мнение, что НУК создан чиновниками, их сыновьями. Да, они в этой системе работали, и, когда пошли новые законы, они — молодые — первыми поняли, что надо создавать УК, и начали действовать. Создали. Исполняя закон, начали предлагать услуги единственной УК.

Нельзя сказать, что рынка не было и дети чиновников захапали жилфонд: через полгода было уже шесть управляющих компаний. Но ввиду того, что НУК — первая в городе управляющая компания, туда и перешел в основном жилфонд. Собрания проводились, есть протоколы, все, как положено. Но кадров для управления в НУКе не было: все новое. И хаос пошел не из-за нежелания — из-за неумения. Нужно время, чтобы научиться. Мы до сих пор толком не можем — а тогда?

Молодые руководители НУКа следовали закону: не согласовал капремонт с жильцами — не имеешь права тратить деньги. Подписей собственников не было, поэтому никто ничего не делал, хотя на счету копились деньги. Пошли жалобы. Потом пришли люди, которые увидели, что денег много, начали воровать. И НУК сам вышел официально на прокуратуру: у нас воры. Но все дошло до губернатора. Чиновники, дети… Вот оно, политическое дело.

— Сейчас такое уже невозможно?

— Воровство управляющей компании — возможно. Но понимание у жителей сейчас другое, с 2005 годом не сравнить. НУК был первопроходцем, а им всегда тяжело. Были у него ошибки. К неумению добавилась зыбкость закона, непонимание жителей, привыкших к ЖЭКам. Они считали, что ЖЭК пришел — все сделал. А НУК говорит: без протокола не буду. Одни по закону, а другие закона не знали.

— Какую оценку в целом Вы бы поставили ЖКХ города?

- Удовлетворительную. Прогресс все же есть. ЖКХ — во всем мире непростая отрасль. Это люди, их мнения, желание жить комфортно. Есть активная часть людей — их надо поддерживать, воспитывать, вооружать знаниями, и они должны представлять интересы всех жильцов перед управляющей компанией. Так же как депутаты должны представлять наши интересы на всех уровнях. Взаимоотношения людей станут лучше, если будет поддержка со стороны тех же органов местного самоуправления. Больше и активнее надо работать со СТОСами.

Беседовала Анастасия Калинкина

© ВашГород.ру

Какую реакцию вызвал этот материал?

Наш канал в Telegram: @novokuznetsk_news
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это быстро и анонимно.