Льготы на проезд в кузбасском транспорте: ликвидировать или оставить

21 ноября 2018 06:15
6540

ВашГород.ру продолжает серию материалов о кемеровских трамваях. В этот раз поговорим о льготниках — сколько их, каковы их траты на проезд и какую сумму компенсирует перевозчикам бюджет.

У кого есть льготы на проезд

Кто определяет льготы? В первую очередь, областной закон «О мерах соцподдержки отдельных категорий граждан». В нём обозначено 26 категорий льготников, которые могут бесплатно передвигаться на пассажирском транспорте.

Это не конечная цифра — список не раз дополнялся распоряжениями городских властей и коллегией региональной администрации. В разное время сюда причисляли в том числе малоимущих, отличников учёбы и так далее. И льготы эти даны не случайно, а вполне по делу.

«Но, по мнению „Кемеровской электротранспортной компании“, если льготы введены, то предоставляться они должны за счёт того, кто их назначил — за счёт бюджета. Пока же значительную часть льготных поездок перевозчик оплачивает фактически из своего кармана. Так, много лет подряд компенсация выпадающих доходов от перевозок льготных категорий граждан закладывается в бюджет из расчёта 10 поездок каждого льготника в месяц. Средства за эти 10 поездок бюджет делит между всеми перевозчиками. На деле льготники ездят гораздо чаще, но долгое время объективный учёт их поездок в принципе отсутствовал», — прокомментировал ситуацию руководитель пресс-службы «КЭТК» Максим Гончаренко.

В начале 2018 года в Кемерове заработала новая безналичная система оплаты. В ней фиксируется, кто сколько платит. Оказалось, что только за май и только на трамваях и троллейбусах льготники проехали на общую сумму свыше 17,8 млн рублей. В июне чуть поменьше — на 15 млн рублей. Но в целом тенденция сохраняется из месяца в месяц.

«Но за перевозку льготников из бюджета оплачивается компании от 4,9 млн рублей до 5,2 млн рублей в месяц, не более. Нетрудно подсчитать, что выпадающие доходы КЭТК за перевозки льготников составляют, в среднем, 10,5 млн рублей ежемесячно», — рассказал Максим Гончаренко.

Но не только льготники «съедают» доходы перевозчиков. Не досчитываются доходов ещё из-за предоставляемых «сверху» скидок:

  • для тех, кто платит за проезд транспортной или банковской картой;
  • для школьников, оплачивающих проезд по транспортной карте школьника;
  • для пенсионеров, отдающих за поездку 4 рубля вместо 16 рублей (это не льгота по закону, просто такую стоимость определила для них Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области).

Ещё раз повторим, что с точки зрения областного законодательства эти категории к льготникам не относятся. А значит, властям не приходится выделять деньги на компенсации выпадающих доходов перевозчикам.

«Примите во внимание то важнейшее обстоятельство, что размер городских субсидий перевозчикам по возмещению затрат не индексировался с 2013 года, а в 2014 году он был ещё и уменьшен на 10%. Вот почему вырученных средств не хватает на полноценное обслуживание трамваев, ремонт сетей и путей, на повышение зарплат водителям, кондукторам и так далее. Вот основные причины, по которым общественный транспорт Кузбасса сегодня находится в банкротном состоянии», — добавил специалист.

Реформа системы

В «КЭТК» есть предложения, как следовало бы реформировать существующую систему, чтобы вывести транспорт из этого состояния.

1. В первую очередь, необходимо безотлагательно привести планово-расчётные взаимоотношения бюджета и транспортных предприятий Кемеровской области в соответствие с экономическим смыслом и вступившем в силу с 01.07.2018 г. Приказом № 513 Минтранса России от 08.12.2017 г. «О Порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

В качестве экстренной меры необходимо выделение из бюджета средств в объёме, как минимум, достаточном для осуществления транспортными предприятиями обязательных платежей (заработная плата, налоги, отчисления во внебюджетные фонды, оплата электроэнергии и ГСМ, финансирование ремонтного фонда).

2. Необходим пересмотр методики начисления компенсаций за перевозку льготных категорий населения. Действующий на сегодняшний день в области механизм начисления компенсаций фактически оплачивает не более 30% льготных поездок.

3. Давно назрел безотлагательный пересмотр маршрутной сети с одновременным определением оптимального с экономической точки зрения количества подвижного состава большой вместимости.

Крупные города Кузбасса сегодня перенасыщены общественным транспортом, значительная часть из которого коммерческая. В условиях стойкого снижения пассажиропотоков необходима серьёзная оптимизация маршрутной сети с максимальной ликвидацией дублирования маршрутов и внедрением пересадок.

Одновременно должна быть реформирована система оплаты за проезд с тем, чтобы в течение определённого промежутка времени пассажир мог совершать пересадки бесплатно. Да, езда с пересадками — это менее удобно. Но иначе общественный транспорт исчезнет совсем.

В следующем материале поговорим о повышении цен на проезд — нужно ли это и какова себестоимость одной поездки на трамвае.

За пределами нормативного срока: как сильно изношены кемеровские трамваи и троллейбусы

Дорогой вагон: что чаще всего ломается в кемеровских трамваях и сколько тратят на капремонт

Кемеровские трамваи: ждать ли развития транспортной сети

Огненный транспорт: почему не всегда надо звонить пожарным из-за дыма в трамвае

Интернет-портал «VASHGOROD.RU» зарегистрирован в Роскомнадзоре 28.02.2017 г.

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68868.

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Условия размещения рекламы

ВСЕ НОВОСТИ