Композитор, который заново изобрел американский мюзикл и побил рекорд по числу «мюзикловых оскаров»

На счету Стивена Сондхайма, нового героя рубрики #ПК_фонотека, — больше, чем у кого-либо, персональных премий Тони.
Именно с творчеством Сондхайма связывают рассвет «концептуальных мюзиклов»: в послужном списке композитора — «мюзикл без сюжета» («Компания»), «мюзикл без действующих лиц» («Тихоокеанские увертюры»), мюзикл, действие которого развивается во времени в обратном направлении («Мы едем, едем, едем»).

★ Когда Стивену было 10 лет, случились два определяющих события в его жизни: после развода мать увезла его в Пенсильванию, и именно тут он сдружился с сыном Оскара Хаммерстайна II — известнейшего поэта-песенника, автора либретто множества знаковых мюзиклов. Именно Хаммерстайн стал наставником молодого композитора и поэта. Восхищение юного Сондхайма старшим другом было настолько велико, что, по его словам, если бы Оскар был геологом, он бы тоже им стал.

★ Свой путь на Бродвее Стивен начал как поэт-песенник. В 50-е композитор Леонард Бернстайн и хореограф Джером Роббинсом пригласили его поработать над текстами песен «Вестсайдской истории». Так Сондхайм оказался в команде одного из самых успешных шоу в истории Бродвея.

★ Следующей работой Сондхайма стали снова слова для песен. Мюзикл Жюля Стайна «Цыганка» по автобиографии королевы бурлеска «Джипси» Розы Ли, вышел в 1959-м и закрепил успех Стивена как поэта-песенника. Но он мечтал создать собственное шоу с авторской музыкой и песнями. И скоро это сделал: его первой композиторской работой стал мюзикл «Забавная история, случившаяся по дороге на форум» по пьесе Плавта.

★ Творчество Сондхайма достигло своего расцвета в 70-е, когда он начал работать со знаменитым бродвейским режиссером и продюсером Хэлом Принсом. Их первый мюзикл «Компания» был лишен привычного сюжета: на сцене разворачивались фрагменты из жизни пяти семейных пар и их общего друга, убежденного холостяка. Такой мюзикл называют концептуальным — он не рассказывает историю, а раскрывает какую-либо идею (концепцию). Успех шоу доказал, что у концептуального мюзикла есть будущее.

★ В следующей работе — «Варьете» — Сондхайм и Принс смешали ностальгию по популярным песням композиторов старшего поколения со своим собственным стилем сентиментальной баллады. В этом мюзикле, как в «Компании», нет единого сквозного действия: как говорил сам композитор, здесь «люди просто разговаривают, напиваются, ненавидят друг друга и расходятся по домам». Эта постановка выиграла награды в 7 из 11 полученных номинаций на Тони.

★ Еще один успешный эксперимент тандема — «Тихоокеанские увертюры», где Сондхайм соединил поэзию Хайку, театр Кабуки, японские музыкальные мотивы и звучание традиционных инструментов Дальнего Востока с современным сценическими техниками. Несмотря на успех в профессиональной среде (10 номинаций на Тони), спектакль об истории становления Японии, как современного государства, закрыли через полгода. «Тихоокеанские увертюры» до сих пор остаются одним из наименее исполняемых мюзиклов Сондхайма: из-за необычных требований к исполнителям и сценическим решениям.

★ Вершина совместной работы Сондхайма и Принса считают хоррор-мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Здесь почти стерты границы между песенными текстами и диалогами, 80% постановки положено на музыку — либо спетую, либо подчеркивающую диалог: порою даже сложно понять, где заканчивается пение и начинается речь. В зависимости от того, как и где представлено шоу, его иногда считают оперой, а сам Сондхайм описывает произведение как «черную оперетту».

★ В биографии Сондхайма были не только Тони. За мюзикл «Воскресенье в парке с Джорджем» композитор и его соавтор — режиссер Джеймс Лапин — получили Пулитцеровскую премию. Спектакль вдохновлен картиной «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» основателя пуантилизма (письма «точками») Жоржа-Пьера Сёра. Музыка также состоит из коротких фраз, напоминающих прерывистые движения кисти.

★ Причиной относительно небольшого коммерческого успеха мюзиклов Сондхайма возможно является сложность его музыки. Примечательно, что тот единственный раз, когда он создал понятный без дополнительных пояснений зрителю спектакль, его тут же обвинили в продажности. На самом деле мюзикл «Чем дальше в лес» по сказкам братьев Гримм — очень личная работа Сондхайма. Автор признавался, что воплотил в спектакле многие эпизоды собственного сложного детства.

В подборке к посту — песни из основных мюзиклов Стивена Сондхайма, включая работы, получившие высшие театральные награды США и Великобритании. Слушайте песни и забирайте пост себе на стену, чтобы пополнить личный плейлист. Start playlist Стивен Сондхайм / Stephen Sondheim Priyut Komedianta1 playupdated today at 5:56 pm Priyut Komedianta 1 playupdated today at 5:56 pm Priyut Komedianta1 playupdated today at 5:56 pm Play Номера из мюзиклов Стивена Сондхайма Shuffle all Мюзикл «Варьете» (Paul Bentley, Original London Cast Recording, 1987) Beautiful Girls 3:28 Мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (London Cast Recording, 2012) The Ballad of Sweeney Todd 3:13 Мюзикл «Компания» (Dean Jones & Company Ensemble, Original Broadway Cast Recording, 1998) Side by Side by Side 8:39 Мюзикл «Маленькая ночная музыка» (Catherine Zeta-Jones, Broadway revival, 2010) Send in the Clowns 3:54 Мюзикл «Воскресенье в парке с Джорджем» (Broadway Cast Recording, 2017) Sunday 4:40 There are no tracks in this playlist yet 8 tracks Show all 8 tracks
Video: Being Alive из мюзикла «Компания» / New York Philharmonic concert film, 2011


Источник: vk.com