Безопасность пассажиров и дисциплина водителей — комплексная модернизация региональной навигационно-информационной системы Новосибирской области (РНИС НСО) завершена министерством цифрового развития и связи региона. Обновленная система позволяет эффективнее проводить мониторинг движения общественного транспорта, контролировать действия водителей, планировать расписание и составлять аналитические сводки. Новые возможности и преимущества модернизированной РНИС НСО были представлены в ходе пресс-тура 28 апреля.

Система позволяет осуществлять оперативный контроль, мониторинг и управление транспортными средствами. Как отметил министр цифрового развития и связи Новосибирской области Анатолий Дюбанов, помимо общественного транспорта в системе отображаются школьные автобусы и автомобили скорой помощи. Кроме того, ведется работа по добавлению транспорта, который перевозит опасные грузы и дорожную технику. Модернизация РНИС НСО соответствует одной из национальных целей развития Российской Федерации — цифровой трансформации.

«Обновление системы включает большой блок аналитики — для понимания, на каких участках водители превысили скорость, где сошли с маршрута, как соблюдаются правила дорожного движения. Причем анализ поведения водителей на дороге будет развиваться с помощью технологий искусственного интеллекта, для более точных оценок их действий, ведь от этого напрямую зависит безопасность пассажиров. Кроме того, для удобства новосибирцев проведена интеграция РНИС НСО с Яндекс. Картами, а до конца года ожидается добавление в 2ГИС. Комплексное развитие информационно-навигационных систем является важной частью работы по цифровой трансформации Новосибирской области», — отметил Анатолий Дюбанов.

Главным заказчиком разработки и модернизации системы является региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства. Благодаря РНИС НСО, в частности, есть возможность увидеть реальное исполнение перевозчиками маршрутов. «Видя в электронном формате, насколько точно выполнен рейс, мы принимаем решение о субсидировании рейсов. Контроль перевозчика стал еще более жестким, чем раньше, следовательно, должны сократиться жалобы от пассажиров о несоблюдении расписания. Также стоит отметить, что благодаря работе системы практически 80% расписаний общественного транспорта были изменены за последние два месяца — с учетом заторных ситуаций в городе. Под „пробочные места“ мы подстроили расписание, чтобы пассажир видел реальную картину движения транспорта», — сообщил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Вячеслав Невежин.

Одними из пользователей системы являются перевозчики, которым новый функционал позволяет более эффективно осуществлять диспетчеризацию и мониторинг подвижного состава. В случае выявления отклонения инструменты системы позволяют своевременно реагировать и принимать необходимые управленческие решения, что, в свою очередь, способствует повышению качества транспортного обслуживания населения в регионе.

По правилам министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, перевозчик обязан вносить в информационные системы свои маршруты, если он отказывается это делать, то это может привести к расторжению договора в одностороннем порядке. Сейчас в обновленной системе видны номер автобуса, график соблюдения режима труда и отдыха водителем, а также другие необходимые для эффективной работы транспортных предприятий сведения.

Для справки

Цифровая трансформация — одна из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ Владимира Путина № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года. Задачи по цифровой трансформации в России на ближайшее десятилетие обозначены главой государства в декабре 2020 года.

В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» предусматривается, в частности, достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде и т. д.