В краю магнолий: новосибирская экспедиция нашла в Арктике следы теплолюбивых растений

16 декабря 2018 00:10

Специалисты института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука обнаружили в дельте реки Лены отпечатки листьев ольхи, бука, платана и плода магнолии.

Отряд из пятерых новосибирских учёных работал за Полярным кругом в июле и августе. В этом районе геофизики изучают мерзлоту. В сделанных ими разрезах можно делать и другие исследования.

«Нас впервые пригласили поучаствовать в российско-немецкой экспедиции на остров Самойловский — есть такой форпост науки в Арктике, туда даже президент когда-то приезжал, — рассказала редакции „ВашГород.ру“ кандидат геолого-минералогических наук Ольга Кузьмина, старший научный сотрудник ИНГГ. — Мы работали там летом, пока снег ещё не выпал».

В поездку отправились четыре палинолога из ИНГГ и один биолог из Ботанического сада СО РАН.

«Собственно, Николай Николаевич Лащинский, доктор биологических наук, и помог нам определить лист платана. Мы же палинологи, то есть специалисты по ископаемым семенам и спорам», — рассказала Ольга Борисовна.

Научный отряд отправляли с Самойловского на близлежащие острова на катере, чтобы изучать «молодые» разрезы, относящиеся к плиоцену — отделу неогенового периода, который было около 4 млн лет назад. В то время в Арктике уже было достаточно холодно.

Однако уже на первом острове, Сардахе, учёных ждал сюрприз: отпечатки листовых растений, которые указывают, что разрез гораздо старше. По мнению сотрудника ИНГГ, кандидата геолого-минералогических наук Леонида Хазина, находки относятся к миоценовому отделу — то есть, им около 16 млн лет.

«Интересно, что когда на этом же острове работали якутские учёные в 1950—1970-х, отпечатков листьев они не находили, — отмечает Ольга Кузьмина. — Может быть, вода упала — и они открылись».

Открытие новосибирских учёных можно считать сенсационным, ведь в таких высоких широтах Евразии не находили следов листовых растений. Подобные образцы встречали только на Аляске, а также в Исландии, которая всё же южнее. Следы ивы, ольхи, бука, платана и тем более магнолии — важное доказательство того, что в Арктике когда-то было тепло и влажно.

«До этого в отложениях разреза острова Сардах находили только минерализованные, обугленные древесные остатки и шишки хвойных, а также плоды американского серого ореха, — приводит пресс-служба ИНГГ слова кандидата геолого-минералогических наук Ирины Хазиной. — Отпечатки листьев широколиственных деревьев в данном регионе еще никто не обнаруживал — это действительно уникальная находка».

Директор института нефтегазовой геологии и геофизики, доктор технических наук Игорь Ельцов отмечает, что обнаруженные отпечатки поменяют представления о масштабах изменения климата на планете.

«По сути, сегодняшнее, так называемое, глобальное потепление — это лишь незначительный эпизод в истории Земли. А климатические качели раскачивались в прошлом без техногенного воздействия гораздо сильнее, чем сегодня», — считает учёный.

О находках палинологов стало известно только сейчас, так как первая партия образцов шла в Новосибирск около месяца. Сейчас породы проходят обработку у химиков, а в дальнейшем палинологи получат оттуда образцы спор и пыльцы. Точнее определить, что росло в Арктике 23−11 млн лет назад, помогут специалисты Ботанического сада СО РАН, а также эксперты по ископаемой флоре из Санкт-Петербурга и Владивостока.

Сейчас учёные ждут прихода ещё нескольких грузов с Самойловского. Часть находок пока остаётся на островах, например, отпечаток плода магнолии.

«Теперь, конечно, планируется, что в следующем году кто-то ещё поедет туда, чтобы продолжить исследования», — рассказала Ольга Кузьмина.

Ранее «ВашГород.ру» рассказывал, в каких регионах России не изменилась средняя температура.