Особенные дети требуют повышенного внимания взрослых. Поэтому в Липецке ведётся активная работа по созданию ресурсных площадок для ребят с расстройствами аутистического спектра (РАС). Вопрос об этом был задан на прямой линии с губернатором Игорем Артамоновым. Глава региона заверил, что возьмет под личный контроль дальнейшую проработку данной темы. При этом ранее Игорь Артамонов общался с представителями родительского сообщества и оказал поддержку в открытии нескольких ресурсных классов в Липецке.

В этом году были созданы еще два класса для детей с РАС — в инженерно-технологической школе № 27 и в многопрофильной полилингвальной школе № 34, каждый из них рассчитан на восемь человек.

Отдельная парта для каждого ученика, специальная адаптированная образовательная программа, профессиональное сопровождение в течение всего школьного дня. Всё это — аспекты обучения ребят с расстройством аутистического спектра. Работа с таким детьми — дело очень индивидуальное, требующее совместить урок, игру и социализацию.

Сейчас у большинства первоклассников идёт период адаптации. Как поясняет педагог-психолог ресурсной зоны школы № 27 Лариса Саввина, зачастую для ребят с РАС на первых этапах работы первостепенной задачей является не освоение программы, а получение ученических навыков: слушать учителя, сидеть на месте во время урока, выполнять несложные алгоритмы действий.

— Перед поступлением в школу любой ребёнок проходит детальную диагностику по всем сферам навыков — академическим, социально-бытовым, коммуникативным, игровым. И уже по результатам диагностики разрабатывается образовательная программа, - говорит Лариса Саввина.

С детьми занимаются педагоги и психологи, но большую часть времени с ребятами проводят тьюторы — наставники, которые помогают справиться с повседневными делами: например, приемом пищи или одеванием. Даже такие, казалось бы, простые действия могут вызывать сложности у школьников. Детям с РАС очень важно усваивать жизненно важные навыки. Работа выстраивается, опираясь на сильные стороны ребёнка. Поэтому там, где они занимаются, играют или отдыхают, есть визуальные подсказки с верным порядком действий для различных ситуаций. Тьюторы сопровождают на занятиях тех ребят, кто посещает уроки в общеобразовательном классе. Наставник не только помогает, но и адаптирует материал для определённого ученика. Важно понимать, что тьютор — не сиделка, а профессионал с высшим педагогическим или психологическим образованием, который постоянно повышает уровень компетенций.

— Все наши 16 учеников очень разные. И поэтому в их обучении всë очень индивидуально. Некоторые ребята должны осваивать школьную программу наравне со своими одноклассниками и со временем выйдут в полную инклюзию. Другие дети, которые обучаются по специализированной адаптированной программе включены в инклюзивное взаимодействие преимущественно в формате внеурочной деятельности и таких предметов как технология, ИЗО и физкультура.

Обычно особенные дети очень активны, поэтому уроки физкультуры являются любимыми для большинства из них. Обе школы, в которых в этом году открылись ресурсные классы, имеют собственные физкультурные комплексами. В 27-й школе организованы занятия по плаванию с тренером, кроме того, здесь проходят тренировки проекта «Инклюзивный футбол», благодаря которому дети с РАС учатся играть в команде.

Одна из задач педагогов при работе с аутичными детьми — снять эмоциональное напряжение. Для этого рядом с классами в школах оборудована сенсорная комната. Ученик может прийти сюда вместе с тьютором в любое время, когда почувствует, что ему это необходимо. Комната оборудована разнообразными расслабляющими и игровыми элементами. Здесь есть кресло-кокон, сухой бассейн с шариками, фиброоптический душ, фитболы.

Отметим, что в Липецке ресурсные площадки действуют на базе пяти школ: №№ 26, 27, 30, 34, 60. Однако работа в этом направлении будет продолжена.

— У департамента образования уже есть заявки на открытие двух классов. Возможность их создания зависит от дополнительного финансирования из областного бюджета, так как организация работы ресурсных площадок является дорогостоящей. Мы очень надеемся, что получим поддержку и сможем создать еще классы для особенных ребят, - говорит председатель профильного департамента Светлана Бедрова.