Шесть суток с придирчивыми пассажирами, или Как работается проводникам на РЖД в Кузбассе

ВашГород продолжает вести рубрику о различных профессиях.

Ранее мы писали о сотрудниках KFC, которые работают словно на заводе. А на этот раз ВашГород поговорил с проводником пассажирского поезда из Кузбасса, который рассказал о своей деятельности. Ну что, стартуем.

Поезд 117/118 сообщением Новокузнецк — Москва. Наш путь начинается. 

Планёрка

Время 16:50 по местному времени. Очередь из проводников к нарядчикам. Показываем документы, чтобы нас пустили в рейс. Обязательно должны быть медицинская книжка и три удостоверения. Первое — чёрное, подтверждающее личность и должность, занимаемую в компании. Второе красное о допуске к электрооборудованию. И последнее зелёного цвета о том, что пройден инструктаж по охране труда. 

17:00. Приходим в актовый зал резерва проводников. Слушаем выступление инструктора поездных бригад о жалобах пассажиров, несчастных случаях, чтобы не допускать этого впредь. Далее выступает начальник поезда, акцентирует внимание на важных моментах для рейса и распределяет проводников по вагонам. «Твой вагон № 6/23550»  — перечисляет он по очереди. Ставим подписи в рейсовом журнале и других документах. Ну, всё, теперь точно не отвертишься от шести суток в «консервной банке». 

Подготовка к рейсу

18:10 — время брать чемоданы и идти принимать свои вагоны. Тут нас встречает экипировка. С этими работничками надо быть внимательнее, а то обхитрят и не заметишь. Важно сосчитать абсолютно всё, что видишь, и сравнить это с накладной. Подушки, пледы, стаканы, ложки — всё ли на месте. А также огнетушители, аптечка, самоспасатели, флаги и многое другое.

«Можно идти в штаб и принимать кондитерские изделия» — передаёт по цепочке проводник соседнего вагона. 

И мы уже идём с напарником в штаб, берём все мешки, которые дают и тащим назад. Начинаем вновь считать и записывать. Ой, уже пора и сувенирные изделия забирать, документы, а ещё и моющие средства. Всё бегом, скорее, чтобы успеть до отправления. Функции счетовода и грузчика, конечно, должны быть на высоте.

21:25 — выходим на посадку пассажиров, смотрит паспорта и билеты. Внимательно проверяем всё — номер поезда и вагона, дату отправления, ФИО, серию и номер паспорта. Всё верно. 

«У вас нижнее место номер 3, находится в первом купе. Паспорт и билет, пожалуйста, далеко не убирайте, будет повторная проверка» — обязательная речь. 

Помогаем поднять сумки в вагон. И всё по кругу, меняются лишь лица, места и паспортные данные. Ни в коем случае нельзя проглядеть ошибки или опечатки, тем более недопустимо посадить зайца, иначе уволят сразу.

22:00. «До отправления скорого поезда № 117 сообщением Новокузнецк — Москва осталось пять минут, просьба к пассажирам зайти в свои вагоны, а провожающим — выйти из вагона», — звучит на вокзале.

Отправление из Новокузнецка

22:05. Объявляют: «Скорый поезд № 117 от первого пути отправляется, будьте внимательны и осторожны.  Доброго Вам пути». Гудок локомотива. Вот мы и поехали. Наше рабочее путешествие начинается. Можно сразу переводить время на московское, так как будет удобнее ориентироваться в дороге. Значит, сейчас снова 18:05. Хорошей нам дороги. Ни пуха, ни пера, как говорится.

18:10 —  расслабляться вообще некогда. Проводили станцию, открыли мешки с постельным бельем. Идём на повторную проверку документов. Заново сверяем все данные, отдаём белье пассажирам и проговариваем порядок информирования, чтобы все ориентировались в нашем вагоне и составе поезда.

Скорее бежим заполнять документы о посадке пассажиров. На один билет три бумажки сразу. И всё бы ничего, но ведь стол трясётся, а некоторые пассажиры начинают бегать. То им стакан, то чай, то уже биотуалет сломался. Тут главное успеть всё до следующей станции, что порой просто нереально.

18:47 — приехали уже в Прокопьевск. Посадка пассажиров, обслуживание, заполнение документов — в общем то же самое. Главное быстрее, быстрее.

Путь в Москву

Так, мы проезжаем весь путь. Практически каждый час станции, на которых посадки и высадки. В этом моменте главное ещё за 30 минут предупреждать людей об их выходе, помогать собирать белье, а то вдруг проедут ещё. Нам ведь такого «счастья» явно не надо. 

По несколько раз в день, согласно графику уборки, мы моем свой вагон. Это тоже очень важная часть, так как на целых шесть суток вагон — наш дом. А пассажирам, конечно, не так долго ехать, но кому хочется находится в грязи? Так что, прибираемся тщательно и не халтурим, а то и влететь может

Едем дальше. О, начальник идет! 

«У вас все хорошо?» — всегда спрашивает начальник поезда.

Также он проверяет работу своей поездной бригады, общается с пассажирами о качестве обслуживания в пути следования. Ну, что скрывать, иногда и замечания говорит, которые нужно немедленно устранить. 

Проблемы в рейсе

Иногда в пути случаются проблемы. Редко выдаются спокойные рейсы. То начальник ко всему придирается, но это ещё ладно, ведь бывает хуже — бунтующие пассажиры. 

Вообще, проводник это не только посчитать, помыть, подать, посадить. В этой профессии нужно вдобавок быть очень общительным, дабы угодить всем, однако это не всегда выходит. 

Одному может не понравиться вагон и он начинает рвать и метать, вызывать начальника поезда, писать жалобы на всевозможных сайтах. Причём тут проводник? Да кто бы знал. Наверное люди думают, что это он вагон выбирает.

Бывают и пьющие от скуки мужчины. А вообще-то пить и курить в поезде нельзя. Ох, тоже конфликты начинаются. Начальник приходит, разбирается. За такое кстати и высадить могут да штраф выписать, так что лучше в дороге не буянить.

Случилось как-то, что мужчина напился в буфете, где пить как раз разрешено. И вот не буянил, молодец, просто пришёл в вагон и лёг спать, даже на свою вторую полку как-то забрался. Но вот незадача, выходить ему уже надо было, будили его всем вагоном, пассажиры тоже помогали. И не вставал он всё никак. Потом ещё оказалось, что он не за всю выпивку заплатил. Ох, проблемы тоже. Там ведь и без него много задач, а ты всё стоишь, поднять его пытаешься. Пришлось звать начальника, который вызвал полицию на станции. Так и вытолкали пьяного мужчину.

Случаются и поломки в пути следования. Это, конечно, вообще сложно. Не дай бог из строя выйдет биотуалет или кондиционер, ведь тогда весь вагон начнёт орать и строчить жалобы. А ведь это не мы виноваты, а техника, которую очень давно не меняли.
На такие случаи в каждом составе ездит поездной электромеханик в штабном вагоне с начальством. Однако и он не всесилен. Здесь, к сожалению, помогут только работники на ближайшей крупной станции, и хорошо, если она будет скоро, а то может быть, что по пути деревня за деревней.

А некоторые, видать кому особо скучно в дороге, могут пожаловаться на грязь, хотя проводник итак моет по четыре раза за день. Попробуй там стерильность поддерживать, когда все ходят туда-сюда, что-то разливают, грязь с улицы тащат, крошат, ещё и семечки щёлкают.

Так вот и выходит, что пассажиры в большинстве своём создают много проблем в пути. Может пора как-то сменить этот настрой? Бывают ведь и совсем молодые проводники, студенты, либо, наоборот, старые совсем. Хоть какое-то уважение уж надо иметь, а не жаловаться на всё подряд.

Бывают, конечно, и добренькие пассажиры, кто подкармливает даже, просят журнал отзывов, чтобы положительные комментарии оставить о поездке. Но далеко не всегда так.

Мы в Москве

Ехали, ехали и, наконец, приехали.

5:38 — наконец-то мы в Москве. А это значит, что половина пути пройдена. Все люди вышли из вагона. Отчёт о перевозке пассажиров и расходе постельного белья сдали. Пора делать генеральную уборку. А потом можно отпроситься у начальника, сходить за продуктами в обратный путь и даже успеть погулять, что, конечно самое приятное. Именно в этот момент ценишь свою профессию, ведь путешествовать и узнавать новые места — потрясающе.

Отправление из Москвы

Теперь у нас поезд № 118 сообщением Москва — Новокузнецк. Вновь посадка пассажиров, проверка билетов и паспортов.

19:20 — гудок локомотива. Дорога домой начинается. Повторная проверка, раздача постельного белья, информирование пассажиров, заполнение документов. Каждый раз всё одинаково. 

Путь домой

Рейс до дома всегда ощущается быстрее. Начинается какое-то ожидание своего родного дома, близких людей, любимой кроватки и отдыха. Здесь уже надоедает спать на тесной и трясущейся койке, да ходить в душ через несколько вагонов до штаба.

А на работе всё также, посадка и высадка, обслуживание и удовлетворение просьб пассажиров, уборка вагона, обходы начальника. 

Скучать точно некогда. Вокруг постоянно какая-то суматоха. То продаешь что-то, то за терминалом безналичной оплаты, механиком или начальником бегаешь в штаб. Это как вместо утренней пробежки. В общем, дел хватает всегда.

А в последние часы перед Новокузнецком начинается сложный период. Станции уже в Кузбассе, идут буквально каждые двадцать минут и нужно всех успеть высадить, помочь с вещами. Начинаешь суматошно считать остатки кондитерских и сувенирных изделий, ведь по приезду сдавать отчёты ещё, которые и без того нелегко составлять. 

Мы в Новокузнецке

7:37 по местному времени. Перестраиваемся на местный часовой пояс. Пассажиры вышли. Отчёты сданы. В вагоне обязательно порядок навели.

9:00 — приходит экипировка, которая принимает вагон. Да, это вновь те самые хитрецы. Они так же, как и мы в начале, проверяют наличие всех вещей по накладной, ставят подпись, что всё в порядке. А если не в порядке — будь добр, плати за недостачу со своего кармана. 

Это, конечно, вообще неприятно. Кто бы мог подумать, но на самом деле люди в пути могут своровать стакан, плед этот застиранный, даже подушки пропадают. И это не говоря о мелких вещах — полотенцах, ложечках, которые всё равно денег стоят. Случается и такое, что экипировка может что-то схватить, пока ты не видишь и утащить в другой вагон, чтобы там покрыть недостачу. В общем, контролировать всё вокруг надо.

Далее идём к нарядчикам и распределяемся в следующий рейс. 

Ну всё, примерно на шесть дней можно выдохнуть, наша поездка позади...

Кстати, уважаемые наши читатели, о какой профессии хотите узнать в следующем выпуске? Пишите свои предложения в комментариях.

Источник фото: ВашГород