Кто в доме хозяин? Противостояние коммунальщиков и собственников жилья

Основная часть собственников многоквартирных домов не обслуживают свои дома сами, а нанимают управляющую компанию, с которой жители дома заключают договор. УК получает от жителей деньги за все коммунальные услуги, платит поставщикам за воду, тепло и электричество. А деньги за услуги по содержанию дома оставляет себе.

Сразу оговорим тот момент, что у собственника тоже есть перечень обязанностей, но не столь обширный: исправная оплата платежных квитанций и исполнение требования не захламлять, не загрязнять, не затоплять жилые помещения, подвалы и технические подполья, лестничные пролеты и клетки, чердачные помещения. 

Зачастую собственники недовольны тем, как управляющие компании исполняют свои обязанности. Часто коммунальщики некачественно убирают дворы, игнорируют обращения жильцов, допускают ошибки в расчетах за услуги ЖКХ. При этом платёжные квитанции поступают регулярно, а суммы платежей иной раз приводят в шок.

Наш журналист столкнулся с данной проблемой на собственном опыте, пытаясь отстоять свою точку зрения в споре с УК «Южный» города Кемерово. Поэтому давайте вместе разберемся с тем, какие обязанности есть у управляющей компании перед собственниками и как добиться качественного выполнения услуг, за которые мы с вами платим.

УК — это обычная коммерческая компания, ООО или АО. УК, как социально значимую организацию, контролируют сразу несколько государственных органов. Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением требований закона всеми структурами и организациями государства. Роспотребнадзор и ГЖИ (жилинспекция) осуществляют контроль и проверку деятельности управляющих компаний, как на региональном уровне, так и на местном. Также контролируют УК органы самоуправления.

Работа жилинспекции регламентируется несколькими правилами и постановлениями Правительства РФ. Одно из самых важных - постановление правительства РФ "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», в котором регламентируются обязанности УК по оказанию услуг и работ. Проще говоря, это тот самый минимум, который обязана выполнять УК, если большего не прописано в договоре. 

В данном постановлении лишь общее понятие об обязанностях УК осуществлять сухую и влажную уборку общего имущества многоквартирного дома. При этом периодичность данных работ в обязательном минимуме установлена не была. Однако ее установили в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, где сказано, что сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем раз в пять дней, а стен – не менее двух раз в год. Влажную уборку всех поверхностей необходимо выполнять не реже одного раза в месяц. Обметание окон, подоконников, отопительных приборов лестничных клеток – не реже 1 раза в 5 дней; стен – не менее 2 раз в месяц; мытье – не реже 1 раза в месяц.

С 1 марта 2021 года был введено новое постановление, где указано, что в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов УК должна проводить ежедневную влажную уборку с применением моющих и чистящих средств. Формулировка «помещения общего пользования многоквартирных домов» настолько обширна, что предполагает уборку буквально всего подъезда. Таким образом, чтобы исполнить данную норму на 100% нужно каждый день мыть каждый подъезд сверху донизу. Без изменения тарифа на текущее содержание выполнить эту норму в полном объеме просто невозможно. 

На тот случай, если УК не выполняет свои обязанности, то контроль за исполнение СанПиН осуществляет Роспотребнадзор, который (скорее всего) взыщет штраф от 10 до 20 тысяч рублей или наложит административное приостановление деятельности коммунальной организации на срок до 90 суток. С другой стороны, и Роспотребнадзор, и жилищная инспекция вправе дать предписание на ежедневную влажную уборку и контролировать ее.

УК может не выполнять нормы СанПиНа, так как норму о ежедневной влажной уборке ввели, однако источников для финансирования расходов по данным работам не предусмотрели. Пока ситуация не прояснится, большинство управляющих организаций пойдут именно по такому пути. Проще и дешевле заплатить 10 тысяч рублей штрафа, чем нести затраты по найму клининговой организации или расширению штата уборщиц. Либо же УК может поднять вопрос  о повышении тарифа на общем собрании жильцов. При этом собственники могут как проголосовать за такое решение, так и отказать управляющей организации в увеличении тарифа.

Также УК может поднять тариф, обратившись в органы местного самоуправления, если собственники ни в какую не соглашаются с ростом тарифа. Для того, чтобы подобное установление не было произвольным, орган местного самоуправления должен руководствоваться Методическими рекомендациями по установлению размера платы за содержание жилого помещения, утвержденными Приказом Минстроя России.
 
В данном случае управляющая организация проводит общее собрание, фиксирует протоколом общего собрания факт отсутствия решения собственников на изменение тарифа и требует от органа местного самоуправления установить его с учетом особенностей благоустройства конкретного дома.

Так что же делать в случае, если вас не устраивает работа управляющей компании вашего дома?

Обязанности, которые должна выполнять именно ваша компания, вы можете посмотреть в ГИС ЖКХ в личном кабинете собственника. Доступ происходит через аккаунт госуслуг.

В первую очередь нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу УК и оставить заявку. Согласно постановлению правительства, в заявке должны содержаться ваши данные: ФИО, номер телефона, адрес. УК должны присвоить заявке номер.

Если же ответ сотрудников вас не устроил, вы можете обратиться к директору УК. Для этого нужно составить письменное заявления, в котором нужно перечислить все претензии. Очень часто конфликт можно решить без привлечения надзорных органов.

Если же УК в установленные сроки не ответит на вашу жалобу, вы имеете полное право обратиться в Роспотребнадзор или жилищную инспекцию. До начала разбирательств, необходимо написать заявление в данные организации в двух экземплярах. Копию оставляем себе. Возможно, что после проверки спорный вопрос решится без суда. Если же ваша жалоба так и не будет удовлетворена, вы можете нанять юриста в данной сфере и подать икс в суд на недобросовестную управляющую компанию.

Дорогие читатели, а у вас возникают конфликтные ситуации с вашей управляющей компанией, и кто в вашем доме хозяин? 

Источник фото: pexels.com