Сергей Лысенко: О творчестве

 1793
 2

И вот я сажусь писать очередную заметку в колонку, которую вы так ждёте :)

Пробую одну тему, другую, но… не пишется. Не идёт! Вроде и темы мне интересные, но не находятся нужные формулировки, тексты кажутся скучно-серыми. Хм. Может тогда об этих муках творчества? Ведь у творчества тоже своя психология.

Как же мозг придумывает что-то новое? Давайте разберёмся на собственном опыте. Придумайте, например, несколько (скажем, пять) рифм к слову «розы». После того, как придумаете (лучше, если запишете), загляните в последний абзац этой заметки.

Уверен, что с первой пятёркой слов у вас есть совпадения, со следующей четвёркой меньше, а вот дальше… Почти уверен, что ни у одного из читателей не возникло рифм «неврозы» и «некрозы», и на 120% уверен, что никто не придумал «вентруозы», просто потому, что я его именно придумал, — такого слова нет (Интересно, придумал ли кто-то свои слова?)

Теперь давайте попробуем выявить закономерности. Конечно, обычно творческие задачи, с которыми мы встречаемся в жизни сложнее рассматриваемой, но принципы работы мозга сохраняются.

Во-первых, новое — это не совсем новое. Всё новое состоит из чего-то уже имеющегося в памяти. В процессе творчества мозг создаёт лишь новые комбинации уже имеющегося: слов, образов, звуков, впечатлений, знаний, и т. п. То есть, поговорка «новое — это хорошо забытое старое» верна абсолютно. Даже придумывание нового слова — это комбинация букв, созвучий и опирается на существующее.

Из этого следует, что шансы найти творческое решение тем выше, чем больше в памяти «материала». Соответственно, для творческой личности важно постоянно расширять свой кругозор, искать новые впечатления, быть внимательным к окружающему миру и к себе. Масса технических изобретений была сделана по принципу аналогии, например, с животным или растительным миром.

Во-вторых, наверняка, вам было легко придумать 1-2-3-4 рифмы, но чем дальше, тем сложнее. При этом каждая новая рифма даётся с большим трудом, однако и вероятность появления нетривиальной рифмы растёт.

Важно знать, что мозг всегда предложит сначала варианты, лежащие на поверхности. Это обусловлено устройством мозга — чем чаще повторяются определённые ассоциативные связи (например: белые розы — снег и морозы), тем больше укрепляются связи между нервными клетками, запечатлевшими эти образы (так работает запоминание). Чем сильнее связи между нервными клетками, тем устойчивее ассоциации (так работает припоминание).

А если первыми всегда возникают привычные ассоциации, то чтобы добраться до новых, необычных, нужно время. Поэтому повторю услышанную где-то давно фразу: «Чтобы придумать новую идею, нужно придумать много идей».

В-третьих, в какой-то момент, найдя несколько рифм, вы наверняка застопорились. Если вспомните другие, более сложные и значимые для вас задачи, то обнаружите, что этот ступор почти всегда наступает и сопровождается раздражением, или скукой, апатией, переживанием бессилия и т. п.

Нужно знать, что это закономерно, что так бывает часто, и при наступлении подобного состояния не вешать нос. Такое состояние — сигнал к смене тактики в творческой работе. Если задача не решается «в лоб», стоит взять паузу и посмотреть на процесс сверху. Поиск решения подобен поиску пути в лабиринте. Когда вы заходите в тупик, то вместо того, чтобы биться о стену, стоит вернуться к развилке и попробовать другой путь, или взлететь над лабиринтом, чтобы осмотреться :)

Здесь весьма полезно уменьшить или снять вообще сознательную активность в решении задачи. Для этого нужно переключиться: прогуляться, поспать и т. п. Что это даёт? Дело в том, что сознательное мышление — лишь малая толика всех процессов, проходящих в мозгу ежесекундно. В том, что называется подсознанием происходит параллельно с сознательной активностью колоссальная работа, которую мы не замечаем. Мозг непрерывно перебирает варианты, пробует новые связи, но сознательная сосредоточенность на одной идее может мешать «пробиться» другим. Как если вы набьёте рот жвачкой, то не сможете насладиться вкусом шашлыка.

Наконец, ещё один важный момент — снижение уровня критичности в оценке своих идей. Очень часто новые мысли пугают своим «безумием», необычностью, нереальностью. И творческое решение приходит, но тут же гасится. Кстати, в методике «Мозговой штурм» создаются специальные условия именно для того, чтобы максимально уменьшить критику. Впрочем, есть огромное количество методических средств, повышающих «творческость», но о них как-нибудь в другой раз, если захотите ;)

Вот что придумал я: слёзы, мимозы, морозы, берёзы, занозы, угрозы, грозы, обозы, виртуозы, неврозы, некрозы, вентруозы.

© ВашГород.ру

Какую реакцию вызвал этот материал?

Наш канал в Telegram: @novokuznetsk_news
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это быстро и анонимно.