Як-42 разбился из-за типичной ошибки пилотирования

 3043
 7
Во время расшифровки черных ящиков разбившегося Як-42 не было найдено никакой информации о проблемах с авиатехникой. Об этом сообщила председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина на совещании по авиабезопасности.

«Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями, перед взлетом стабилизатор и закрылки были в положении взлета», — рассказала она. «Разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено», — добавила председатель МАК.

Ранее специалисты СК РФ, расследующие уголовное дело по факту крушения самолета ЯК-42 под Ярославлем, установили основные возможные причины авиакатастрофы. Две основные версии — техническая неисправность самолета и ошибка пилотирования.

Под «ошибкой пилотирования», вероятно, подразумевается то, что лайнер мог оторваться от земли слишком поздно. «Причиной могла быть недостаточная тяга двигателей, — пояснил эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев. — Пройдя „точку принятия решения“, в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он, скорее всего, совершил типичную ошибку — „поддернул“ лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло».

Согласно другой версии, самолет не смог набрать достаточную скорость на ВПП и из-за технических неполадок. «Он не набрал нужную скорость и двигался не в той динамике, как обычно», — утверждал замглавы Минтранса РФ Валерий Окулов. «Произошел сбой в работе двух двигателей», — рассказал журналистам источник в следственной комиссии.

Версию о «технических неполадках» подтверждали и показания очевидцев. «Я видел, как самолет выруливал на взлетную полосу, и обратил внимание, что самолет скорее ехал, чем разгонялся, чтобы взлететь. Нужной скорости он не набрал», — рассказал сотрудник ярославского аэропорта «Туношна», работавший в день катастрофы.

Як-42, на котором летела в Минск на хоккейный матч ярославская команда «Локомотив», разбился под Ярославлем 7 сентября в 16:05 мск. Из находившихся на борту 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжили только двое — бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Последний сегодня скончался в больнице.

По факту крушения воздушного судна возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта»). Президент России Дмитрий Медведев пообещал, что расследование катастрофы будет публичным и открытым, и взял его под личный контроль.

В частности, президент подготовил ряд поручений касательно безопасности авиационных перевозок. Отвественным за выполнение распоряжений премьер назначил Владимира Путина. Сегодня тот провел совещание, посвященное транспортной безопасности.

Первым делом премьер выразил соболезнование всем родным погибших в катастрофе. «Это действительно беда для всей страны», — сказал Путин.

Следующим заявлением премьера было указание оснастить все воздушные суда современной техникой, а те, которые переоборудовать невозможно, изъять из использования. «Все воздушные суда должны быть дооборудованы современными средствами наблюдения и контроля, а те, которые не могут быть дооборудованы, должны быть с рынка изъяты», — сказал Путин.

На выработку предложений по обновлению авиапарка премьер отвел 10-12 дней. «Прошу в течение 10-12 дней представить исчерпывающие предложения по решению тех проблем, о которых я сказал», — сказал Путин. Помимо непосредственно самих судов, Путин поручил подумать над состоянием аэропортового хозяйства и обучением летного состава.

Сам премьер уж внес одно предложение по модернизированию авиапарка. Путин поручил членам правительства разработать предложения по развитию лизинга авиатехники, в том числе с использованием возможностей Внешэкономбанка.

«Прошу дать предложения по развитию лизинга с применением лизинговых схем и имеющихся лизинговых институтов, в том числе Внешэкономбанка», — заявил Путин.

На совещании премьер подчеркнул, что вопросы безопасности в авиапромышленности должны стоять на первом месте. «Никакие соображения коммерческого характера и соображения по развитию рынка не могут быть поставлены выше безопасности наших граждан», — сказал он.

Глава правительства зявил что требования безопасности должны соблюдать все компании — и большие, и малые. Те, кто эти требования не исполняют, могут быть закрыты.

«Речь идет не только о парке, речь должна идти о состоянии аэропортового хозяйства, речь должна идти об оборудовании воздушных судов самыми современными средствами контроля, способными считывать технические параметры, речь должна идти о подготовке взлетного состава, об оснащении авиационных компаний тренажерами и способности подготовить летный состав. На самом деле, неважно, большая эта компания или она маленькая. Но она должна, безусловно, эти требования исполнять. Исполняет эти требования — значит, может осуществлять полеты, не исполняет — значит такие компании нужно закрывать», — сказал Путин.

По поводу непосредственно рухнувшего Як-42, Путин поручил председателю Межгосударственного авиационного комитета Татьяне Анодиной представить информацию, по какой причине разбившийся под Ярославлем самолет не применил экстренного торможения, чтобы избежать катастрофы.

«Вы сказали, что все технические параметры, которые сняты с самописцев, говорят о том, что все работало нормально. Тем не менее, прошу вас самым внимательным образом изучить все, что подлежит более тщательному изучению в лабораторных условиях. Это первое, а второе — конечно же, надо ответить на вопрос, почему после прохождения точки взлета не было применено экстренное торможение», — заявил Путин.
Андрей Васин

Какую реакцию вызвал этот материал?

Наш канал в Telegram: @novokuznetsk_news
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это быстро и анонимно.