“Это не окончание работы Леонардо, а мой поклон Гению”: интервью с художником Константином Двериным

 4282
 6

Константин Дверин — художник из Новокузнецка. Некоторое время назад в городском Художественном музее открылась выставка одной его картины — «Посвящение Леонардо да Винчи». Федеральные и местные СМИ наперебой ринулись рассказывать о художнике. Телефон его не замолкал три дня.

Однако сам Константин к своей популярности относится спокойно. «Я уже не в том возрасте, чтобы этому радоваться», — улыбается Дверин. Журналист ВашГород.ру встретилась с художником в его творческой мастерской и узнала, почему он считает свою работу лишь скромной попыткой поговорить с Леонардо на его языке, и что заставляет художника творить.

Художник работал над произведением четыре с половиной месяца.

«Это, конечно, не окончание работы Леонардо. Это скорее мой поклон Гению», — заявляет художник в аннотации к своей работе. Однако почему Константин выбрал именно «Поклонение волхвов», а не другую незаконченную работу да Винчи?

ВГ: Чем вас зацепила именно эта работа Леонардо да Винчи? Как нам известно, у великого художника были несколько других недописанных картин.

Константин: Объяснить, почему тот или иной человек, скажем, полюбил того или иного человека, невозможно. Почему так происходит? Мы не знаем. К примеру, почему один мужчина влюбляется в другую женщину, почему мне нравится эта песня и не нравится другая, или картина… У меня нет объяснений! Природа любви непостижима!

ВГ: Сколько времени у вас заняла подготовка к работе над «Посвящением Леонардо»?

Константин: Подготовка — это вся моя жизнь. Любое высказывание любого художника стоит на фундаменте того, что он прожил и испытал. Любая строчка зрелого Пушкина — это то, что он пережил, передумал… Любая работа художника — это вершина горы его жизни.

А я вообще живу как солдат на войне — одним днём, не загадываю на завтра или послезавтра. День прожил — хорошо.

ВГ: Сейчас о вас много говорят в СМИ. Считаете ли вы, что сделали нечто выдающееся для искусства?

Константин: Если художник говорит, что он совершил что-то выдающееся и значимое — то он, извините, просто дурак. Я не говорю, что я семи пядей во лбу и очень умён, но я нормальный человек и такое о своей работе никогда не скажу. Даже если у меня внутри пробуждаются чувства: эх, какой я молодец, я в себе их давлю. Я понимаю, что, по большому счёту, это всё суета. Важно самому быть удовлетворённым своей работой.

ВГ: Мы слышали от тех, кто вживую видел произведения да Винчи, что они обладают особой энергетикой. Что вы думаете по этому поводу?

Константин: Все эти слова про энергетику, метафизику, они есть, и миллионы людей этим интересуются, но для меня эти слова почти что ругательные. Это некая игра ума, когда рассуждают об энергетике, духовности… Во-первых, художник не должен рассуждать, художник должен рисовать. И когда на него вешают всех собак — духовность, энергетика, это точно не имеет никакого отношения к нему.

Приписывать картине или художнику особенную одухотворённость, это всё игры человеческого ума. Художник почти никогда об этом не думает. Он работает по наитию, по знаку свыше, о котором сам не подозревает, если мы говорим о больших художниках. Это всегда какие-то откровения, загадки.

ВГ: То есть, не стоит искать глубинный смысл в произведениях?

Константин: Нет, глубинный смысл есть, но художник, начиная работу, о нём не думает. У него есть замысел, но он думает о ремесле прежде всего: как это сделать. А вот эти искусствоведческие потуги о смыслах, о которых художник даже не помышлял — это, повторюсь, игры ума человеческого… Любое искусство, в том числе и высокое — это на 90 процентов ремесло и только на 10 процентов высокие обоснования.

Настоящий художник — прежде всего, огромная редкость. К примеру, Пушкин осознавал своё величие и не стеснялся об этом заявлять. Но это не значит, что он задумывался, перед тем как сесть писать: а что я сейчас скажу человечеству? Нет, из него лилось, он как птица пел.

Недавно ВашГород.ру публиковал на сайте тест «Современное искусство и рисунок ребёнка?». Наши читатели неоднозначно отреагировали на картины художников-абстракционистов. Поэтому мы решили спросить Константина: что он думает о современном искусстве?

ВГ: В связи с этим хотим узнать ваше мнение о современном искусстве, в частности, об абстракционистах. У нас на сайте недавно развернулась дискуссия о том, стоит ли считать таких художников творцами, и есть ли в их произведениях смысл.

Константин: У меня на стене висит коврик Кандинского (указывает на коврик с картиной абстракциониста). Мне его подарили друзья. Я его повесил, потому что это — просто красивое пятно. Был Кандинский художник или нет? Художник, в моём представлении — тот, кто умеет, для начала, рисовать. Другое дело — степень таланта. О ней рассудит только время. Я считаю Малевича или Кандинского плохими художниками, потому что они плохо рисовали. А вот, например, Пикассо или Сальвадор Дали — при том, что они в своих картинах всё естество изломали, были в высочайшем смысле художники-профессионалы.

Недавно объявили, что уметь рисовать совершенно необязательно, и что понятие художник не нужно. Сегодня нужны идеи, проекты… А в основе этого — деньги. Это всемирный жульнический бизнес-проект, направленный на усреднение человечества. Это делается Западом сознательно. Усреднить так называемый цивилизованный мир можно глобализацией, поняли они. Это и к искусству имеет отношение.

И сегодня высоким искусством объявили так называемый модернизм, абстракционизм и так далее. Это объявляется вершиной человеческого достижения, хотя это не вершина, а самое дно — сливной бачок того, что было сделано человечеством. Но нормальный человек на уровне генной памяти понимает, что такое хорошо, а что — лишь веяние современной моды.

ВГ: Как вы думаете, работы великих художников, в частности, Леонардо да Винчи, актуальны и в сегодняшнее время?

Константин: Как может потерять актуальность, скажем, солнце? Или луна? Конечно, эти картины могут сгореть или утонуть, всё тленно. Но пока живёт человек разумный, который может чувствовать, высочайшие творения человеческого духа не перестанут быть актуальными. Неактуальным, я абсолютно уверен, будет всё то, что мы сегодня называем современным искусством. Сегодня оно имеет значение благодаря постоянным вливаниям денег. А никакого отношения к реальным ценностям оно не имеет.

А Леонардо и компания великих — это навсегда, пока будет человечество разумное существовать.

Между тем картины Дверина выставляются не только в Новокузнецке. 27 декабря, рассказал Константин, в Центральном доме художника в Москве откроется его выставка.

© ВашГород.ру

Какую реакцию вызвал этот материал?

Наш канал в Telegram: @novokuznetsk_news
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это быстро и анонимно.