Гид по городу

Фильм, после которого хочется жить: в прокат вышла «Аритмия»

10 октября 08:00

12 октября в широкий прокат вышел фильм Бориса Хлебникова «Аритмия», но спецпоказы стартовали ещё 28 сентября. Критики называют эту картину одним из лучших русских фильмов года, и уж точно — самым добрым.

Выпустить картину в прокат раньше срока решили по объективным причинам — «Аритмия» стала триумфатором «Кинотавра» и должна была войти в список претендентов на «Оскар» от России. С «Оскаром» не получилось, но режиссёр Борис Хлебников уверен — так и надо. А все сравнения с Андреем Звягинцевым и размышления о добром и злом фильмах сразу отсекает.

Добра, любви и света в «Аритмии» действительно много, хотя, казалось, трудно найти более приземлённую и тяжёлую тему — рабочие будни российских врачей. Да ещё приправленные семейным конфликтом и грядущим разводом.

Катя и Олег — молодая семейная пара, которые безумно любят друга. Она хирург в приемной покое, он врач скорой. Они не просто муж с женой, а настоящие друзья. Редкая женщина спокойно сядет за руль вместо выпившего мужа и будет рьяно защищать его на дне рождения папы, редкая женщина пришлет страшную, наболевшую эсэмэску «Нам надо развестись» и даст неделю на поиск квартиры, не устраивая лишних сцен.

Двойное название фильма, кажется, лежит на поверхности. Аритмия у пациентов Олега и Кати, аритмия в их отношениях — и нужно просто вернуть эту жизнь в нормальное русло. Но режиссёр признался на пресс-конференции: название фильма ему не нравится, а такой философский подтекст даже напрягает.

Хлебников рассказывает обрывочную историю двух хороших людей, у которых вдруг что-то пошло не так. Об их прошлом и настоящем мы можем лишь догадываться по поведению, взглядам, репликам друзей. Финал тоже не даёт однозначного ответа, здесь нет гарантии, что Катя и Олег останутся вместе и будут счастливы.

Они просто смогли пережить первый серьёзный кризис, понять друг друга и сказать другу что-то очень важное. И это даёт надежду.

«Аритмия» подкупает всем. Здесь всё именно так, как в жизни — благодаря тщательному сценарию и чуткой камере оператора-документалиста Алишера Хамидходжаева. Уставшая, молчаливая — и вдруг взрывающаяся от несправедливых слов мужа Катя, наивный и инфантильный муж, который просит прощения, как ребёнок, не понимая до конца, в чём виноват. Удивительная галерея второстепенных героев — фельдшер и водитель из бригады Олега, новый начальник подстанции скорой — «эффективный менеджер», пациенты, каждый со своей бедой и своей правдой…

Одна из сильных сторон фильма — это музыка. Пронзительная и лиричная «Сансара» в наушниках Кати, трогательный и забавный «Валентин Стрыкало», под которого она танцует перед друзьями — песня, которую Хлебников потом перетащит в финал, чтобы немного «снизить пафос».

«В нашей финальной сцене мы на самом деле просто пересняли документально ролик с ютьюба. И я долго мучился, опасаясь, что, во-первых, финал будет только про медицину, а во-вторых, слишком пафосный — человек бежит, раздвигая руками пробку. Ведь поставь в этой сцене Баха — и всё, привет. И я подумал, что эта музыка в финале, во-первых, напомнит про отношения героев, а во-вторых, она настолько дурацкая, смешная и нелепая, что собьёт этот пафос», — признался режиссёр на пресс-конференции в кинотеатре «Победа».

Пафос действительно ушёл. Осталось лишь непреходящее ощущение чего-то очень хорошего — и ещё желание жить, любить и верить в докторов. И слушать «Валентина Стрыкало».

Интернет-портал «VASHGOROD.RU» зарегистрирован в Роскомнадзоре 28.02.2017 г.

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68868.

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

ВСЕ НОВОСТИ