Новосибирск, о котором вы не знали: Музей погребальной культуры

16 ноября 2017 17:45
2520

Детские гробики, коллекция урн для праха и великолепные траурные наряды — всё это музей погребальной культуры в Новосибирске. А в народе музей смерти — единственный такой в России.

В музей погребальной культуры я не хотела ехать до последнего. Вечно находились какие-то отговорки: далеко, погода плохая, да и просто срочные дела. И вот настроилась, приехала, храбро вышла из пазика и двинулась по заснеженной дорожке к музею. Но когда из крематория по соседству неожиданно послышалось заупокойное пение, захотела развернуться и рвануть к остановке, благо автобусы ходят часто. И вдруг из здания справа раздался странный звук, похожий на блеяние баранов, и сразу полегчало. Откуда взялись бараны в мемориальном комплексе, я в тот момент почему-то не задумалась, главное — помогло.

Музей погребальной культуры

Музей смерти — место, конечно, очень атмосферное. Пугающие картины и скульптуры висят здесь даже в туалете, но когда я поделилась этими наблюдениями с девушкой-уборщицей, она только рассмеялась: «Страшно — это когда я прихожу утром, а везде темно, и чтобы зажечь свет, нужно пройти через весь зал».

Признаемся честно: этот музей — не из дешёвых. Здесь три больших зала, и билет в каждый стоит 250 руб. Можно заказать экскурсию — это 100 руб. с человека, и фото-видеосъёмку — плюс ещё 50 руб. Но за эти деньги можно гулять хоть целый день — и будет мало.

Полная экскурсия длится три часа. Если времени немного, можно попросить, чтобы гид прошёлся с вами только по первому, самому большому залу — «Викторианская эпоха: траурный этикет и протокол». Это займёт 1,5 часа, а дальше осматривайте всё сами.

Викторианская эпоха, стабильная и процветающая — это только звучит невинно, а на самом деле оказывается очень увлекательно. В это время траурная культура цвела и в Европе, и в России.

В музее вы увидите небольшую реконструкцию храма скорби с гробом, который выстраивали в церквях, похоронную процессию, похоронное бюро, коллекцию могильных плит (большинство — реальные!), зал для бальзамирования, эмбрионы в формалине (подарок из Томска) и много всего другого.

Один из самых страшных уголков — это фигура скорбящей матери рядом с трупом младенца и детским гробиком. Женщина в светлом, практически подвенечном наряде — это специальный белый траур по детям.

Я, как истинный филолог, надолго застряла возле папки с причинами смерти русских писателей. Оказывается, поэты в России умирали намного раньше прозаиков. Гоголь, например, который скончался в 42 года, — редкое исключение. Зато у Пушкина или Лермонтова дожить даже до 50 шансов практически не было, гласит статистика.

Гордость второго этажа — богатая коллекция траурных украшений. Женский траур делился на несколько этапов, и для каждого — свои украшения, от тусклого гагата (каменный уголь) до светящегося янтаря.

Но нашёлся и в этом зале мой персональный кошмар — посмертная фотография.

«В XIX веке отношение к умершим родственникам было совсем другим, нежели сейчас. Сегодня мы мёртвое тело почти не видим, для нас это экзотика со знаком минус. Но в то время смертность была высокой, покойников омывали и готовили к погребению дома, и страха не было. Люди на посмертных фотографиях не пугали, это оставалось порой единственным способом сохранить память о родных», — рассказывает экскурсовод Лариса Новосельцева.

В XIX веке, может, и не пугали. Но сейчас смотреть на тщательно одетые и причёсанные трупы (особенно детские), привязанные лентами или прикреплённые штативом, жутковато. На некоторых снимках есть покойник и живые домочадцы, а где-то целая мёртвая семья. Вот здесь, например, на руках женщины видны ленты — и сразу понятно, кто на снимке уже отошёл в мир иной.

Музей погребальной культуры не даёт расслабиться ни на минуту. Вот ты уже привык к надгробиям и черепам, наклонился рассмотреть изящный мемориал в цветах, но тут поднял голову — и всё. По всему периметру зала висят картины на темы смерти и религии, и взгляд сразу приклеивается к злобному черепу, ангелу смерти или оскаленной мадам с косой. Но встречаются и картины удивительной красоты — особенно они завораживают во втором зале, где посетителей встречают траурные наряды и антология гроба.

Музей мемориальной культуры расположен отдельно от главного зала, и здесь — свой мир. Большой тёмный ангар расскажет вам о смерти в России, похоронах в России и траурной моде в России. А ещё — о погребальных традициях разных народов и похоронах известных личностей.

Внушительная часть зала отведена под войны: Великую Отечественную, Первую мировую. А экспозиция кабинета Сталина посвящена жертвам репрессий: и корочки энкавэдэшников, книга с трогательным названием «Чекистские будни» и кандалы с лагерей ГУЛАГа заставляют вздрагивать ничуть не меньше, чем санитарная сумка и пробитая каска с окопов Второй мировой.

А в самом тёмном углу зала, рядом с гробом в форме рыбки, стоит одна из главных причин смерти в современной России. Огромная бутылка водки.

В этом зале больше всего пугает коллекция копий гробов. Сталин, Ленин, Инесса Арманд, Высоцкий, Ельцин (в музее, кстати, есть реальная лопата с похорон Бориса Николаевича), Алексий II. Есть и модели гробов известных личностей — одна часть зала поделена под уголки принцессы Дианы, Джона Кеннеди (гроб с флагом США), Арнольда Каца, основателя Новосибирского академического симфонического оркестра.

Здесь можно почитать и посмотреть на католические, индийские, буддистские, китайские, мусульманские похороны. А в центре зала, как главное напоминание о вечности, — ладья Харона, проводника в мир мёртвых в древнегреческой мифологии.

В музей погребального искусства нельзя прийти, всё посмотреть и забыть. Обязательно что-то останется неразгаданным, недосмотренным, непрочитанным. Вернуться стоит — или просто на экскурсию, или на Ночь в музее, или на Ночь искусств. Но когда приезжаете, учитывайте, что провести здесь придётся не один час. Для меня самым страшным оказались не гробы, а вопли уставших малышей, которые падали на пол в траурном бункере и отказывались идти дальше. Наверно, для двух-трёхлеток всё же стоит выбрать другое развлечение.

Ранее ВашГород.ру рассказывал о музее солнца, колокольного звона, счастья, железнодорожной техники, истории народов Сибири и Дальнего Востока, а также о музее магнитов «Компас».

Интернет-портал «VASHGOROD.RU» зарегистрирован в Роскомнадзоре 28.02.2017 г.

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68868.

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Условия размещения рекламы

ВСЕ НОВОСТИ