Крещенская купель и водка за упокой души: священник рассказал об исковерканных традициях

20 мая 00:05
3239

Популярные обычаи, приписываемые православию, на самом деле никакого отношения к нему не имеют. Их соблюдение в лучшем случае бесполезно, в худшем — чревато серьёзными последствиями. Об искажённых традициях и распространённых стереотипах ВашГород.ру рассказал протоиерей Алексей Нагорный.

Публикуем вторую часть интервью. Первую можно прочитать здесь.

ВГ: Алексей, давайте поговорим о православных обрядах, традициях и обычаях. Как-то в соцсети вы иронично раскритиковали сообщение одной из городской служб Новокузнецка о предстоящих Крещенских купаниях. Речь шла о «смывании грехов». Каков же истинный смысл этого обряда? Кому из верующих допустимо не окунаться в прорубь?

АН: Действительно, Крещенские купания — это повод, по которому я иронизирую каждый год практически. Но ирония моя направлена на то, чтобы люди задумались над тем, что совершают. Смотрите, есть вера церкви, а есть вера народная, и иногда они очень сильно расходятся. Наступает праздник 19 января и что мы наблюдаем? В холодную прорубь лезут все кому не лень — «смыть грехи», «набраться здоровья», «освятиться». Но окунание в прорубь грехи не смоет. Избавиться от них поможет только искреннее покаяние, изменение себя. Обряд омовения в иордани или в крещенской купели, начавший набирать обороты где-то в 90-х годах, не имеет совершенно никакого отношения к православию.

Традиция освящать воду в проруби берёт своё начало с тех времён, когда в домах не было водопроводов. Люди набирали обычную воду для питья, приготовления еды, других бытовых нужд из водоёмов, поэтому и освящали воду так же в водоёмах. Этот обычай сохранился до сих пор. Но прорубь освящают в первую очередь для того, чтобы люди могли почерпнуть воды для питья или для освящения своего дома, а не для того, чтобы купаться в ней. К сожалению, уже даже многие священники забыли об истинном смысле традиции и думают, что они совершают очень хорошее и важное дело для верующих людей.

Считаю, что в некоторых случаях омовение в купели — это даже грех, ведь в Священном Писании говорится: не искушай Господа Бога твоего. Я имею ввиду те случаи, когда состояние здоровья человека не позволяет окунаться в прорубь, но вопреки этому человек всё же совершает «обряд». Тем самым искушая Господа Бога нашего, испытывая Божье долготерпение. Известны случаи, когда купание в проруби заканчивалось летальным исходом — организм не выдерживал стресса. Для верующих людей купание в крещенской проруби совершенно недопустимо. Святую воду мы можем пить, окроплять ею дома, другие помещения, но залезать в неё своими телесами не имеем права.

ВГ: Какие ещё распространённые заблуждения относительно празднования православных праздников людей можете назвать?

АН: Их очень много. Давайте начнём с Масленицы. Очень важным православным обрядом считается сжигание чучела Масленицы. Но это традиция языческая, и никакого отношения к православию тоже не имеет.

Языческие корни и у обычая «украшать» храмы срубленными берёзками и скошенной травой, которую приносят люди на праздник Пятидесятницы, или как его называют в народе — Троицы. Спросите любого священника, что символизируют собой эти берёзки и трава — никто вам вразумительного ответа не даст, потому что они ничего не символизируют. В позапрошлом и в нынешнем году я предлагал отказаться от варварского срубания берёз и провести акцию по посадке деревьев перед Троицей.

Ещё очень распространённый обычай — святочные гадания. Гадание вообще грех, а в Святки тем более. В эти святые дни — от Рождества до Крещения — мы прославляем Христа. Люди, занимающиеся ворожбой, — оскверняют их.

ВГ: Можно ли в дни православных праздников заниматься домашними делами или рукоделием?

АН: Тут надо поступать, рассуждая, разумно. К примеру, на субботу выпал какой-то праздник, а у семьи есть домашние дела, которые никак нельзя отложить. В таких случаях Бог не будет, как говорят в народе, наказывать человека за то, что он в праздничный день выполнил какую-то необходимую работу. В Евангелии в этом смысле есть очень хорошие слова Иисуса Христа: суббота — для человека, а не человек для субботы. То есть Господь показывает, что над людьми не должны довлеть религиозные установки — мы можем ими управлять. И уж тем более это касается рукоделия. Чем бессмысленно проводить время у телевизора или в интернете, лучше заняться рукоделием.

ВГ: Возвращаясь к устоявшимся обычаям — поминовение усопших водкой соответствует церковным канонам?

АН: Никаких водок за упокой души мы наливать не должны. Православное поминовение заключается в первую очередь в молитве об усопших. Даже поминальные обеды не совсем православный обычай, хотя церковь с ним смиряется и допускает. Но больше пользы будет, если люди соберутся не за трапезой, а на литургии в храме, где помолятся о покойном.

ВГ: Кстати, о посещении храма. Почему женщине нельзя приходить в церковь в брюках и с непокрытой головой? Это грех?

АН: На самом деле очень спокойно женщина может прийти в церковь и в брюках, и с непокрытой головой, никакого греха здесь нет. Некоторые путают и называют это грехом по следующей причине. Ветхий Завет предписывает жестоко наказывать мужчин, которые надевают на себя женскую одежду, и женщин, которые надевают мужскую одежду. В соответствии с Ветхим Заветом их следует побить камнями. Но это не имеет отношения к сегодняшним реалиям. У нас, конечно, есть определённые традиции, которым желательно бы следовать. Если принято в Русской православной церкви посещать храм в платье или в юбке, лучше одеваться соответствующим образом. Но ни в коем случае никто не должен запрещать входить в церковь женщине в брюках. Платок на голове тоже наша традиция, которая ведёт своё начало с древних времён. Ещё апостол Павел говорил о том, что молящаяся женщина должна покрывать голову, но это опять же рекомендация, а не настойчивое правило или церковное вероучение.

ВГ: Сегодня многие причисляют себя к верующим людям, совершают обряды, при этом, иногда не понимая их истинный смысл. Что скажете о крещении детей? Зачастую родители крестят их ещё в младенчестве — не навязывание ли это веры? Может, лучше дать ребёнку право самому выбрать, каких взглядов он будет придерживаться, когда повзрослеет?

АН: Это несколько сложный вопрос. Выскажу своё личное мнение. Думаю, если семья воцерковлённая, ничто не мешает крестить ребёнка в раннем возрасте, потому что он в любом случае вырастет в вере, в Духе. И это не будет навязыванием веры. А если семья невоцерковлённая, то тут бы я подумал. Некоторые люди воспринимают крещение как личную обязанность каждого русского человека, не понимая глубокого смысла крещения. Вот таким людям я бы советовал, наверное, всё-таки воздержаться, дать вырасти ребёнку и самому принять решение, будет он креститься или нет. Но если родители всё-таки хотят, чтобы ребёнок был христианином, ему нужно рассказывать о христианстве. А для этого мамам и папам необходимо самим разбираться в вопросах веры.

ВГ: А сколько раз православная церковь разрешает венчаться? Существует ли обряд развенчания?

АН: Тоже нелёгкий вопрос в том плане, что таинства церкви ориентированы на людей воцерковлённых, а не на тех, которые были когда-то крещены, но в храм или вообще ни ногой, или только по праздникам. Венчание по сути — это церковная регистрация брака. Наверное, станет откровением для многих людей, но оно совершается только один раз. Браков мы допускаем максимум два, и то, если есть серьёзные причины для развода и для благословения второго брака. Венчание совершаем только над первым браком. А над вторым браком совершается чин благословения. Обряда развенчания никакого нет.

ВГ: Алексей, последний вопрос не связан с традициями и таинствами церкви. И всё же на фоне последних событий хочется услышать ваше мнение как священника. Почему мир захватила пандемия коронавируса?

АН: Никакой мистической подоплёки в пандемии коронавируса я не вижу. Не рассматриваю её как ознаменование конца света, или пришествия Антихриста, или как ещё что-то в этом духе. Рассуждения по поводу всеобщего чипирования как результата пандемии тоже бред. Безусловно, коронавирус — серьёзная проблема, с которой нам нужно бороться. Но, на мой взгляд, есть и положительные стороны. В том числе, и для церкви: сегодня она начинает осознавать, что состоит не из церковных зданий, а из верующих людей. А общий плюс для всех — эта трудная ситуация позволила людям объединиться, чтобы помогать друг другу. Добавлю, что наша церковная община тоже не осталась безучастной: мы запустили проекты, направленные на помощь тем, кто находится на самоизоляции, и врачам, которые работают с коронавирусными пациентами. Уверен: пандемия закончится, и всё будет хорошо.

Делитесь своими новостями, и уже завтра их будет обсуждать весь город!
Ждем сообщения на Инстаграм, WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620

Комментарии 0

Интернет-портал «VASHGOROD.RU» зарегистрирован в Роскомнадзоре 28.02.2017 г.

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68868.

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Мы используем Depositphotos - фотобанк с премиум-коллекцией фотографий, векторов и видео.

ВСЕ НОВОСТИ