Некоторые турагентства Новокузнецка "играют не по правилам"

 3324
 2

Сегодня на территории Новокузнецка, судя по электронной карте города, действует 155 туристических фирм, подавляющее большинство которых работает на выезд — продает горожанам путевки на заграничный отдых.

А еще полгода назад, по данным отдела госстатистики по Новокузнецку, их было сто три, то есть в полтора раза меньше. Представители туристического бизнеса нашего города констатируют, что такой бурный рост не сулит ничего хорошего ни нам с вами, потенциальным потребителям, ни самому рынку туристских услуг.

«Почему-то считается, что нет ничего проще, чем открыть турагентство, — рассказала менеджер по туризму новокузнецкого агентства, которое работает на рынке 11 лет, Оксана Власенко. — Видимо, новички покупаются на то, что первоначально не обязательно вкладывать в бизнес много денег. Нужно арендовать небольшой офис, поставить компьютер с выходом в интернет и заключить договор с туроператором. О том, что потом придется нести ответственность, в том числе и материальную, наверное, никто не задумывается».

Ее коллега, директор туристического агентства, расположенного в Заводском районе, Александр Черепанов видит причину резко возросшего числа агентств еще и в том, государство активно помогает развитию малого и среднего бизнеса. «Я знаю много таких примеров: молодые неопытные люди пару раз побывали за границей, решили, что они теперь специалисты в сфере туризма, защитили бизнес-план и получили средства на развитие бизнеса по линии Центра занятости населения», — рассказал Черепанов.

Главная проблема, которая из этого вытекает, заключается в том, что, создав туристическое агентство, новоиспеченные предприниматели должны сразу же наработать клиентскую базу. Привлечь туристов хорошей репутацией они не могут, имени у них пока нет. Вот и выходит, что единственный инструмент привлечения клиентов (и кстати, весьма действенный) — большие скидки. В результате на туррынке нашего города существует жесткий демпинг: новички «сбрасывают» цены на туры и серьезным проверенным фирмам тоже приходится идти на уступки, чтобы не растерять клиентов.

«Мы против политики больших скидок, потому что отвечаем за качество турпродукта, — говорит Оксана Власенко. — Но большинство новокузнечан, к сожалению, о качестве не задумываются. Поэтому часто идут туда, где дешевле».

Если говорить простым языком, процесс выглядит так. Турист посредством турагентсва покупает готовый турпакет у туроператора. В него входит все: перелет, трансферы, проживание, выбранный туристом тип питания, медицинская страховка, а также комиссия, которая предназначена турагентству за реализацию турпродукта. В зависимости от разных факторов она колеблется в пределах от 8 до 14 процентов от стоимости тура. Поэтому, когда агентство предлагает скидку 10 процентов, то его заработок с проданного тура значительно уменьшается. Но при этом никто не отменял выплату зарплаты сотрудникам, оплату аренды офиса, коммунальных и интернет-услуг, в конце концов, надо и картриджи в принтерах заправлять, и визитки заказывать. А главное — перечислять деньги туроператору за проданные туры.

Давая большие скидки, агентство рискует столкнуться с дефицитом оборотных средств, что может привести к печальным последствиям. Некоторые агентства, столкнувшись с такой проблемой, попадают в замкнутый круг — из-за нехватки средств на текущие расходы они затягивают с оплатой туров. Грубо говоря, за клиента, который пришел вчера, рассчитываются с туроператором деньгами, которые другой клиент принес сегодня, а за него рассчитаются деньгами того, кто придет завтра. Рано или поздно этот «снежный ком» становится неподъемным, и агентство объявляется себя банкротом. Те, кому не посчастливилось оказаться в числе последних клиентов, никуда не летят, а идут в суд, чтобы вернуть деньги, накопленные на несостоявшийся отпуск.

«С одной стороны, большое количество агентств — это неплохо. Хотя бы потому, что у потенциальных туристов есть выбор, и они могут получить желаемую услугу, выйдя из дома и перейдя через дорогу, — рассуждает директор туристического агентства Оксана Белькова. — Но это если агентство начинает работу с обучения персонала, честной рекламы, качественного сервиса. Тенденция однако такова: на рынок заходят непрофессионалы. И мне жаль тех туристов, которые приходятся на их долю, покупаясь на 10-процентные скидки. Их путешествие и подготовка к нему могут вместо праздника оказаться мучением. И только ожегшись об неопытных специалистов, туристы начинают понимать, откуда берутся эти бонусы. Максимально возможная скидка в моем агентстве — 5 процентов. И то получают ее лишь постоянные клиенты».

По словам Александра Черепанова, вся эта ситуация сильно дестабилизирует рынок. «Туристы привыкли к дешевому продукту. Они приходят и уже не ждут от нас бонусных предложений, а требуют их прямо с порога», — говорит он.

Так или иначе изменить ситуацию можно только на законодательном уровне. Существующая нормативно-правовая база не имеет универсального решения проблемы. Агентства не в силах самостоятельно с ней справиться и взывают к помощи туроператоров. Но те лишь разводят руками: вмешиваться в бизнес турагентов они не имеют права.

Председатель координационного совета Кузбасской ассоциации предприятий туристской индустрии Галина Руднева:

«Во-первых, непрофессионализм и безответственность фирм, которые открываются уже даже в стоматологических кабинетах и парикмахерских, бросает тень на весь турбизнес. Во-вторых, демпинг среди агентств заставляет серьезные фирмы делать скидки и терять прибыль, которую можно было бы потратить на развитие, обучение персонала, модернизацию деятельности.

Поэтому я убеждена, что необходимо вернуть лицензирование туристических агентств, которое было отменено в 2007 году, сделать опыт работы в туризме обязательным условием открытия агентства, а также страховать гражданскую ответственность по каждому договору. В противном случае страдать будут и туристы, и добросовестные турагентства.

Какую реакцию вызвал этот материал?

Наш канал в Telegram: @novokuznetsk_news
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это быстро и анонимно.