Почему цены на продукты в Кузбассе нельзя заморозить – ответ эксперта

Может ли покупатель спровоцировать рост цен? Как уберечься от этого? Об этом мы поговорили с управляющим Отделением по Кемеровской области Банка России Сергеем Драницей.

Главная причина проста цен на продукты — увеличение издержек. Сюда относятся материалы, сырьё, оборудование. Кроме того, зарплата и доставка продукции до магазина и покупателей. Но потребитель и сам влияет на цены — через спрос и свои ожидания.

«Если покупатель ожидает, что цены на какой-либо товар будут расти, он меняет свое потребительское поведение — приобретает их про запас. Лучше сегодня купить больше по низкой цене, чем переплачивать завтра. Это стимулирует спрос и ведёт к увеличению текущей цены. Получается замкнутый круг», — объясняет Сергей Драница.

Причем довольно часто люди удивляются, что их подсчёты не совпадают с официальным уровнем инфляции. Почему же так происходит?

Всё просто. Для расчёта инфляции берут так называемую потребительскую корзину, которая показывает фактические расходы жителей России. В нее входит более 500 товаров и услуг: еда, одежда, коммунальные услуги, бытовая техника и даже поход к парикмахеру. При этом кто-то питается исключительно овощами и пользуется автобусом, а кто-то ест рыбу и меняет машины каждый год. А потребительская корзина отображает общие тенденции.

«На изменение цены в своей корзине мы реагируем по-разному. Товары первой необходимости: молоко, мясо, топливо — мы покупаем чаще, чем телевизор, пуховик или телефон. Стоимость товара в первом случае намного меньше. При этом рост цены, например, на молоко — с 50 до 53 рублей — запомнится, а на телефон с 22 000 до 25 000 рублей — нет. Хотя в первом случае цена увеличилась на 6%, а во втором — на 14%», — рассказывает Сергей Драница.

Еще на цены влияет сезонность и у каждого товара она своя.

Например, картофель в сентябре будет дешевле, чем в марте. А все потому, что предложение картофеля осенью превышает спрос на него. Кузбассовцы накопали картофель, сложили его в погребе, при этом на прилавках магазина его тоже много — от местных производителей. Едим мы картошку весь год, не меняя свои привычки. А вот к весне наши запасы заканчиваются, как и запасы местных производителей. Поэтому мы, вероятнее всего, увидим в магазинах картофель, завезенный из других территорий России или импортный. А цены будут выше сентябрьских, особенно на молодой картофель, потому что предложения будет меньше, а спрос вырастет.

А у мороженого другая сезонность. Если картофель мы едим круглый год, то мороженое предпочитаем летом.

«Спрос на этот сезонный продукт растет с марта по август, причем в летние месяцы увеличивается до четырёх раз. И если за всю зиму я в среднем покупаю одно-два мороженое, то летом — намного больше», — комментирует эксперт.

Специалисты кемеровского отделения Банка России подсчитали, насколько в среднем выросли цены на мороженое кузбасских производителей с мая прошлого года по май 2019-го. Так, вафельный стаканчик подрос в цене на 6,5%, фруктовый лёд — на 5,7%, а весовое — на 7,9%. В среднем цена кузбасского мороженого выросла на 6,5%, что ниже уровня общей инфляции в области.

Скачок цен на мороженое в Кузбассе пришелся на конец 2018-начало 2019 года. Главная причина — увеличение НДС, который повлиял на себестоимость ингредиентов, а также нехватка сухого молока. Но эти причины общероссийские и их эффект на инфляцию практически исчерпан.

Но замораживать цены тоже нельзя. Рост цен необходим для стабильной работы рыночной экономики. Только рост должен быть плавным, медленным, а не скачкообразным. Поэтому Банк России определил цель по инфляции — около 4%, которую при помощи разных механизмов старается поддерживать. Если в июне этого года инфляция в России составила 4,7%, то уже к началу 2020 года она приблизится к 4%. Главное понимать, что фраза «инфляция снижается» означает более медленное удорожание по сравнению с прошлым годом.

Снижение инфляции не означает, что продукты станут дешевле. Низкая инфляция — это медленный рост цен.

© ВашГород.ру

Источник фото: v-gornom.ru, 1zoom.me, pxhere.com
 2 966
 11

Комментарии

Главная причина проста(роста , конечно) цен на продукты — увеличение издержек.

Вот теперь пусть он и объяснит более подробно , что такое издержки , какова их структура и почему они растут , хотя реальная зарплата , а она часть издержек , да еще и основная , стоит на месте.Нет ли в этом некой составляющей икс ,
которая растет всегда и определяет ценообразование.....и это не реклама , хотя ее доля в цене весьма существенна.

И еще о цене и манипуляции вокруг нее.

Каждый товар раскладывают на составляющие и создают из него десяток новых, с разными ценами (простейший, чуть получше, так себе, мидл-класс, мидл с опциями, мидл с опциями и наворотами, наврорченный, навороченный с опциями, премиум...) и последовательно предлагают одному и тому же покупателю.
Делается это умышленно , ограничивая возможности покупателя сформировать правильное мнение о товаре и сделать свой единственно правильный выбор.

Мнение по этому поводу.

"Одна из главных причин - сбиты ориентиры. Люди завалены информационным спамом на столько, что не могут обосновать собственные критерии выбора. Многие не могут даже перечислить. На вопрос "почему выбрал это", медианный ответ "не знаю" или "потому что" (да, такой аргумент, на полном серьёзе). Такого не было в прошлых поколениях, точно. Я читал много опросов фокус-групп конца прошлого века, и наших, и зарубежных. Такой дезориентации не было, люди, в большинстве, давали осознанные ответы, делали осознанный выбор".
Главная причина проста(роста , конечно) цен на продукты — увеличение издержек. ____________ ...
нуу, объяснять про издержки, это надо эксперта по издержкам привлекать...а он всего лишь управляющий отделением...

Комментарий удален в соответствии с правилами публикаций комментариев.

а какие товары в ссср были?просто был моложе и видел ни хрена!
Цены на топливо,продукты,товары нельзя сдерживать....ой,плохо производителям от этого,надо же!!!!
А как потребителям с замороженными практически доходами,которые "номинально" растут,это норма??? Скоро будет "видит око,да зуб не ест"!!!
Цены на топливо,продукты,товары нельзя сдерживать....ой,плохо производителям от этого,надо же!!...
Не знала,что покупатель,по другому,тот,кто потребляет что либо нецензурной бранью считается,раз его * закрывают))))
Главная причина проста(роста , конечно) цен на продукты — увеличение издержек. ____________ ...
"Одна из главных причин - сбиты ориентиры." А давайте взглянем на мир шире. В идеальном мире на собеседовании бухгалтер говорит:"Мне для нормальной в моем понимании жизни при текущих ценах надо зарплату 40 000 руб в месяц (и такую она и указывала в своем резюме), но как специалист среди всех бухов Новокузнецка я стою 25 000." В реальности всё не так. Многие кандидаты на собеседовании свои способности приукрашивают, а недостатки замалчивают. сотрудник это услуга (хоть в штате на постоянку, хоть разово на час). Чем услуга отличатся от товара?
Управляющий банком не говорит о главных причинах роста цен.
Редиска умалчивает, что все политические решения правительства напрямую влияют на экономику страны, а в дальнейшем это приводит к росту цен. К примеру, не так давно мы получили серьезное повышение цен на продукты и товары, а связано это было напрямую с решением правительства увеличить НДС с 18% до 20%...и т.д.
Хочется плюнуть и расстереть -
чтобы не наводил тень на плетень.
"Замкнутый круг" создают основные монополисты и финансовый сектор гос-рыночной "экономики". Они закладывают в цену как оправданные расходы, так и раздутые хотелки. А всё вместе, впоследствии включается в цену и, как несложно догадаться, в дальнейшем оплачивается конечным покупателем...
"Одна из главных причин - сбиты ориентиры." А давайте взглянем на мир шире. В идеальн...
Как бы это уход от темы.

"Многие кандидаты на собеседовании свои способности приукрашивают, а недостатки замалчивают". Наверно так но и тут есть нюансы, можно взглянуть и шире.
_____
Пример.
Человек создал предприятие , которое работает слаженно , штат укомплектован , каждый выполняет свою работу.
В какой-то момент , не знаю почему , возникает вопрос о расширении штата или замене сотрудника на другого.Наступаем момент выбора .....для руководителя , конечно.
Вот тут самое интересное , если он примет на работу продвинутого , грамотного специалиста , с повышенными требованиями по зарплате и карьерному росту , то .....не желая таких изменений , он рискует его потерять очень быстро , а это может отразиться на деятельности всей компании и....тогда возьмет он серую мышку , которая будет выполнять ровно тот объем работы , который необходим , без претензий на рост ....ни больше , ни меньше .

А так да .....соискатель продает себя и пытается сделать это как можно дороже , но только , если есть рынок труда.
а какие товары в ссср были?просто был моложе и видел ни хрена!
Все те же , что есть и сейчас , в этом плане ничего не поменялось , только линейка того же сыра , к примеру , увеличилась от тридцати позиций до бесконечности , но сыра при этом больше не стало .....он так и остался сыром. Хотя ....пожалуй
, теперь сдвинута планка и расширен ассортимент в сторону сырного продукта , где может и молока-то самого нет , зато возможности у производителя безграничны.
нуу, объяснять про издержки, это надо эксперта по издержкам привлекать...а он всего лишь управл...
Ну он же вроде в банке работает , зачем же он лезет в тему , в которой ничего не понимает от слова совсем и все это выставляют затем как экспертное заключение.

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт.


Авторизация