«Люди приходят не за развлечением, а за откровением»: о Театре для детей и молодёжи

 3570
 5

Здесь корябают сердце, противятся всему, что обществу льют в уши, проводят сеансы врачевания души, чувствуют и понимают своего зрителя. За 27 лет Театр для детей и молодёжи удивил своими постановками не одно поколение кемеровчан, которые приходят сюда снова и снова.

Такую народную любовь главный режиссёр театра Ирина Латынникова объясняет просто: нужно чувствовать и понимать, что сегодня необходимо зрителю.

«Мне кажется, важно ощущать город, в котором ты живёшь, людей этого города. Также важны актёры, тот человеческий материал, который есть в театре, чтобы тот литературный материал попадал на этих людей, на их фактуру, на их температуру кипения крови, на их человеческое актёрское обаяние. Важно, чтобы актёры нашего театра раскрывались в этом материале, какие-то новые грани в нём находили, чтобы материал выявлял личность актёров», — рассказывает ВашГород.Кемерово Ирина Латынникова.

Театр с оголённым нервом

А началась история кемеровского Театра для детей и молодёжи в 1991 году — сначала это была детская театральная студия при Доме актёра.

Эту основу будущего театра заложили выпускники Иркутского театрального училища Сергей и Татьяна Внуковы. Вскоре о студии начали узнавать, и труппе выделили помещение на Весенней улице, его назвали «Театр драмы и комедии для детей и молодёжи на Весенней». Камерная сцена и близость к зрителю, работа с оголённым нервом помогли влюбить кемеровчан в постановки этого театра.

В 2005 году в рамках губернаторской программы «День шахтёра» театр получил в собственное здание, в котором работает и сейчас. До этого объект служил дворцом культуры кемеровского промпредприятия.

Сейчас театром руководят директор Григорий Забавин и главный режиссёр Ирина Латынникова.

«У нас непростой театр. Мы очень мало развлекаем нашего зрителя. Мы стараемся говорить о важном. Но иногда этот дружеский разговор корябает сердце.

От тем, которые мы поднимаем в театре, иногда даже бывает больно.

А нам ведь очень активно льют в уши, что надо жить со вкусом, не напрягаться, быть комфортным и главное — активно обустраивать комфорт вокруг себя. Разговор это непростой.

Но люди приходят в театр не за развлечением, не чтобы скоротать время или культурно провести свой досуг. Они приходят за откровением, потрясением, за врачеванием души. Мы рады что наш зритель знает, зачем ходит к нам театр", — сказал ВашГород.Кемерово директор театра Григорий Забавин.

О планах директор театра говорить не любит, но всё же поделился с читателями ВашГород.Кемерово, что в ближайшие месяцы будут готовить два подростковых спектакля, продолжат проект «Театр другого пространства», а после планируются премьеры, гастроли, фестивали и новые проекты.

Актёры и спектакли Театра для детей и молодёжи завоевали множество наград: региональных, сибирских, российских и даже международных — сравнительно молодой театр известен не только в Кемерове.

Чувствовать зрителя

Особенное отношение в театре к выбору материала для постановки, некоторые произведения ждут своего часа по нескольку лет. Режиссёр Ирина Латынникова объясняет, что для этого нужно много читать. И классику, и современные, и зарубежные произведения. Не проходят мимо и новинки, и программы на «Культуре». Всё прочитанное потом держится в памяти, а со временем приходит понимание, какое именно произведение нужно поставить.

«Надо очень много читать, чтобы в голове был очень большой эмоциональный и интеллектуальный багаж — какие авторы, какие у них произведения. И вот какая-то ситуация приходит, и ты чувствуешь, что театру нужен вот этот автор, нужен городу, зритель будут реагировать на этот материал. Проза ли это, драматургическое произведение — неважно, главное, чтобы это было написано на хорошем художественном уровне.

Необходимо, чтобы этот материал попадал во время, в которое мы живём, попадал в то конкретное место, где находится театр, в тех людей, которые живут в нашем городе. Мы должны чувствовать эту ситуацию, понимать зрителя — что ему сейчас необходимо.

И не в плане развлечения, а чтобы сделать их немного умнее, что ли, заставить их думать, попытаться ответить на какие-то вопросы, которые существуют внутри каждого человека — если он думает", — делится режиссёр.

Руководители театра воспитали у своих артистов особое отношение к зрителю. Ведь он хочет видеть не одно и то же. В разном материале и актёры работают неодинаково, они ищут новые средства выразительности.

«Что касается зрителей — они у нас очень дивные, очень чуткие. В зале я особенно чувствую эту интуицию, чуткость, дыхание, даже бывает до такого, что не чувствую четвёртой стены и могу рассмотреть глаза зрителей, встретить знакомых или постоянных наших поклонников. Поэтому я, как никто другой, очень чувствительно воспринимаю наших зрителей, вместе с ними живу, дышу», — рассказала актриса театра для детей и молодёжи Ольга Червова, которая работает в театре уже больше 20 лет.

Каждый пришедший воспринимает постановку по-разному, добавляет она. Кому-то комедия кажется смешной, а кто-то и не думает смеяться.

«У нас есть такие спектакли, как, например, „Королева красоты“: в кого-то это очень сильно попадает, зритель говорит — это из моей жизни, это про меня. А кто-то просто уходит с неким выводом», — говорит Ольга.

Есть ещё один психологический спектакль «Электра», его тоже не все принимают, а другие отходят от увиденного по двое суток. Бывает, что знакомые пишут: «Нет слов, тяжело дышать и даже не сразу хочется с тобой общаться», говорит актриса.

«Одна зрительница подарила мне подарок, который я не забуду никогда. У меня есть роль Мэг в „Королеве красоты“ — играю мать-старуху, которая очень любит свою жизнь, требовательна к своей дочери. И вот эта зрительница, посмотрев этот спектакль, сшила для меня куклу по образу моего персонажа. Мне было очень приятно», — поделилась воспоминаниями Ольга.

Народная любовь

В театре сложились свои традиции: например, первую читку нового спектакля всегда проводят в кабинете главного режиссёра, а после премьеры все собираются там же и угощаются праздничными капустными пирогами. В народе сложился стереотип, что театр — это место, где строят козни и распускают сплетни, но, по словам Ольги Червовой, в коллективе Театра для детей и молодёжи царит иная атмосфера. Возможно, ещё и поэтому зритель по-настоящему влюблён в постановки Ирины Латынниковой и Ко.

«Впервые я пришла сознательно в этот театр пару лет назад, хотя уже слышала много восторженных отзывов. Попала на „Продавца дождя“. Я сразу же влюбилась, восторг внутри просто бушевал. Я думала — как, почему я раньше не приходила сюда?.. Стала бывать здесь чаще, с каждым разом я узнавала больше актёров, они становились родными, что ли, хоть я лично их и не знаю. Это странное чувство — думаю, это потому что с ними я пережила сильные эмоции. Особенно меня потряс спектакль „Папа“. Я плакала, это был мощный переворот в душе. Друзья, ходите в театр. Он учит думать и чувствовать», — поделилась с ВашГород.ру кемеровчанка Елена.

© ВашГород.ру

Какую реакцию вызвал этот материал?

Наш канал в Telegram: @novokuznetsk_news
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это быстро и анонимно.