Автострахование - дорогой обман?

Вчера вот ещё радость. Депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов предложил в рамках внесения поправок в закон об ОСАГО заменить бумажные страховые полисы на пластиковые. Лежали наши ОСАГО в бардачках, никому не мешали. Но депутаты же работают, не покладая рук, ног и совести! Вот сейчас как понаделают карточек с чипами, где записано три строки информации, как повысят нам, автовладельцам, тариф за эту «нанотехнологию», как наступит человеку и депутату Нилову счастье…

Автострахование — это вообще моя любимая тема. А как подходит апрель, который для меня означает очередную годовую выплату по полису, так моя любовь к этой теме обостряется. С пластиковыми ОСАГО — тем более. Мне в бумажный-то ОСАГО пару месяцев назад вписали мужа, обещали занести в компьютер (компания большая и серьёзная). А тут время новые страховки выправлять. Стал мой агент смотреть в базе данных — а второй водитель-то в полис так и не внесён, только у меня на бумаге отмечен… И было бы горе не беда, но только вы представьте, что нас всех ждёт с пластиковыми полисами, в которые надо будет вносить какую-то дополнительную информацию! Сейчас хоть что-то на бумаге зафиксировано, заверено печатью компании, а с картами — внесли, не внесли — вскрытие покажет. Но депутату Нилову — счастье. Заказ большой — у нас под 40 млн автомобилей в стране, каждому нужна страховка. А каждому постовому — считывающее устройство, чтобы проверить, не просрочен ли полис и ваш ли он вообще.

Но это вчера. А сегодня у нас «бодрость и веселье» начались с самого утра: у моей второй половины на машине сняли «противотуманки». Машина не из дешёвых и к тому же новая, чего ж не снять-то? Работа явно на заказ: фары сняли аккуратно, срезали провода и даже отпечатки компактно оставили. Вот, казалось бы, на такой случай мы и заплатили за страховку… Ан нет: дальше начался цирк.

Вы, наверное, уже поняли, что в некоторых случаях страховка мало что значит. Случаи эти связаны, как правило, не с ДТП (тут всё ясно: вызвал гаишников, оформил происшествие, через неделю, максимум, получил у них справку для страховой компании), а с «противоправными действиями». «Противоправные действия» — это сразу туши свет и сливай воду. Лучше сразу въехать на машине в стену родного дома, чтобы переквалифицировать «противоправку» в нормальную аварию.

Иными словами, если фару не разбили, а украли, надо звонить в местное отделение полиции и вызывать сотрудников. Все прекрасно понимают, что сотрудники просто счастливы посмотреть на ваши стыренные фары, торопятся-спешат — не только на место преступления, а ещё и срочно завести уголовное дело, которое — 100%! — останется нераскрытым. И всё это — ради того, чтобы вам, презренному автовладельцу, дали справку для страховой.

В нашем случае полиция любезно посоветовала «подъехать со своими фарами к отделению», страховая настаивала на том, что служивые должны осмотреть всё на месте. Муж нашёл телефон участкового, но это вообще была какая-то шутка. Наслушавшись длинных гудков, он пошел в участок. Участок оказался закрыт чуть ли не на амбарный замок, приём — два раза в неделю. Потому что всем известно: с преступностью в Москве давно вопрос решён.

Дальше — больше. Поскольку на недешёвые машины и страховка (сейчас я имею в виду, конечно, КАСКО — угон/ущерб) недешёвая, то в этих случаях в пакет входит такая игрушечка, такая милая фитюлька, которая называется «аварийный комиссар». Это очень интересная опция! Если вы зайдёте на сайт какой-либо страховой компании и почитаете условия, то узнаете, что «аварком» выезжает на место ДТП, собирает для вас справки в «органах», с «органами» же за вас общается и даже оказывает психологическую поддержку на месте аварии. А те, кто в них попадал, знают — порой это очень может пригодиться!

В реальности же, когда звонишь в страховую, тебе отвечают, что в Москве — пробки, так что вы разберитесь с ГАИ сами, а комиссар подъедет как-нибудь потом. В конце прошлого года в меня, например, со встречки влетела маршрутка. К счастью, без пассажиров (что она делала в крайней левой, когда для них давно уже выделили крайние правые?), да и я почти смогла уйти от удара, так что никто особенно не пострадал. Но шок, конечно, был: когда боком на вас несётся огромная неуправляемая «дура», удовольствие — так себе, а уж для девушки — тем более.

Я сразу стала звонить в страховую и милицию, в то время как из маршрутки вышли два лица нетитульной нации и попытались прессинговать меня на темы: «да тут царапина!», «отгони машину» и «не надо вызывать ГАИ». Ну, вы понимаете.

Вот тут бы мне очень пригодился «аварийный комиссар», который входит в мою страховку! Но нет. Как мне сказали сотрудники компании, обязанной сдерживать мой страх перед такими ситуациями, «…комиссар не успеет».

Ну, я-то, конечно, разобралась сама. Но суть в том, что заявленные «умения и навыки» «комиссара» реально сводились к тому, что мне не нужно было ехать в отдел урегулирования убытков страховой (что как раз не сложно): забрать справки гаишников человек приехал ко мне на работу. Согласитесь, это несколько расходится с тем функционалом, который рекламируют страховые.

Вот и сегодня «аварийный комиссар», якобы призванный облегчить бюрократические скитания автовладельцев, готовых за это платить, приехал зафиксировать повреждения автомобиля и записать это словами в свои бумажки. Обивать пороги отделения милиции и т. п. он вовсе не собирался, потому что, по его словам, «это не его работа».

Люди платят огромные деньги за страхование своих автомобилей и, будучи реалистами, конечно, не ждут, что их при этом будут носить на руках. Но то, что им хотя бы окажут те услуги, которые обещаны, причём окажут «близко к тексту», а не в «вольном переводе» — да, ожидают. Имеют право. Однако наша страховая система считает как-то иначе. Есть несколько крайне распространённых страховых «фак-апов», — случаи самые типичные, а денег или ремонта по ним добиться просто нереально.

Номер один — это, конечно, украденное запасное колесо (особенно страдают модели типа «Тойота Рав 4»). Что характерно, часто на такие машины заставляют (именно заставляют) ставить систему спутникового слежения. «Если что», на базу поступает сигнал, и оператор звонит владельцу с вопросом: «Всё ли в порядке с вашей машиной? У вас попытка проникновения!»

Да, вы не ослышались, именно так. Не высылает проверку, не вызывает 02, а уточняет у хозяина, не пытается ли он передвинуть свою машину куда-то без специальной карточки с чипом. В принципе, довольно логично. Лучше сначала разобраться. Но дело в том, что система реагирует и на проехавший мимо грузовик, и на прыгнувшую на автомобиль кошку. Так что вопрос оператора звучит в любой час дня и ночи, невзирая на ваш роуминг и тарифы.

Две вещи, на которые спутниковая сигнализация (которую, напомню, ЗАСТАВЛЯЮТ ставить страховые компании) НЕ реагирует — это когда вашу машину увозит эвакуатор, и когда злоумышленники ей снимают заднее колесо, фары или какой другой дорогостоящий багажник. Вот такой золотой (для вас) оксюморон. Почему нельзя это исправить и систему перестроить, непонятно.

Вернее, понятно. И это очень печально. Потому что дальше начинается тема со справкой из полиции, где не хотят заводить уголовное дело и т. п.

А без справки страховая ваши убытки возмещать не станет! Вдруг вы мошенник и сами срезали у себя фары или продали запаску на чёрном рынке! Не ровён час, обманите несчастных страховщиков.

И вот ещё, что интересно. По многим страховкам КАСКО «стекло» (то есть окна, зеркала и фары) меняют без всяких справок. Но это, если вы неаккуратно парковались и фару разбили, например. А если вы вышли к автомобилю с утра и обнаружили вместо оптики два зияющих чернотой провала, то это полностью ваша проблема, точнее сказать — геморрой. Елена Семенова
Источник: АИФ
 3 248