Туризм, доступный каждому: едем по Чуйскому тракту

08 июня 10:15
2949

В прошлый раз мы рассказывали о Горном Алтае. Сегодня наше путешествие продолжится по Чуйскому тракту.

В Сибири много уникальных красивых мест, посмотреть на которые приезжают туристы из других стран, а у нас есть возможность бывать в этих местах каждый год и довольно бюджетно. Меня зовут Евгений Афанасьев, я руковожу сервисом KUZUK.RU и рассказываю о собственном опыте поездок по Сибири.

Все предлагаемые маршруты подразумевают наличие автомобиля и возможность путешествовать с детьми. Давайте не упускать такой возможности!

Секрет популярности Горного Алтая у туристов кроется не только в природной красоте мест, но и в их доступности. Наличие качественных автодорог решило судьбу этого курорта. Любителей ходить десятки километров пешком с рюкзаком не так уж и много.

Главной дорожной артерией является Чуйский тракт — федеральная трасса, соединяющая Западную Сибирь с Монголией.

Эта трасса по праву включается в топ самых красивых дорог мира. Здесь, не выходя из автомобиля, можно любоваться, как в течение дня степь сменяется на вполне серьезные горы, вокруг текут бурные реки, приходится преодолевать достаточно высокие перевалы и опасные бомы. А в конечном счете дорога приведёт вас сначала к Северо-Чуйскому хребту, покрытые льдом вершины будут очень эффектно смотреться с Курайской степи. Затем вы внезапно попадёте практически в пустыню со скудной растительностью.

Потом вы узнаете, что эта трасса — лишь отправная точка ко множеству красот Алтая, но для первого путешествия на Алтай и этого будет достаточно.

Выезжаем из города

Трасса М-52 начинается в Новосибирске и следует на юг до границы с Монголией. Всего около 900 километров. Состояние дорожного покрытия на всём протяжении на твердую пятёрку.

Первые 350 километров (от Новосибирска до Бийска) дорога никакого интереса не представляет и даже может напрягать излишней загруженностью, особенно в пятницу-воскресенье. Важно перед Барнаулом (за 20 километров) не пропустить указатель и не уехать в столицу Алтайского края, нам нужно ехать на Бийск.

Из интересных объектов отмечу деревню Полковниково (недалеко после Барнаула), там располагается музей космонавта Германа Титова, который учился здесь. Сам я, если честно, так ни разу в нём и не побывал.

Хотя навигатор может вести вас в объезд Бийска, я всегда езжу через город. Проезд через Бийск много времени не займёт и пробки здесь большая редкость, зато смена обстановки позволяет легче перенести дальнюю дорогу. Также в Бийске можно докупить продуктов или забытое туристическое снаряжение. А перед мостом через Бию, прямо по пути, будет Музей Чуйского тракта — можно зайти ознакомиться!

Въезжаем в курортный Алтай

Выезд из города по 4-х полосной автостраде длиной 30 километров. Там же рядом с заправкой «Лукойл» по левую руку будет недорогое придорожное кафе. Дальше кафе будут уже с туристическими ценами.

Далее вы очень быстро оказываетесь в Сростках. Этот населенный пункт — родина Василия Шукшина, известного советского кинорежиссера и писателя. Здесь всё об этом напоминает — музей, памятники и даже рынок и кафе.

Затем дорога около 100 километров пролегает через множество населенных пунктов. Следите за скоростным режимом, пока десятки камер следят за вашей машиной.

Если есть время — остановитесь на границе Алтайского края и Республики Алтай. Здесь можно сделать интересные фотографии. И окончательно запомнить, что это два разных региона.

Кстати, далее почти до Усть-Семы вы будете ехать по Республике Алтай по правому берегу Катуни, а буквально на другом берегу будет Алтайский край.

Майма — крупное село на пути, ещё раз вспомните ничего ли не забыли? От Маймы можно свернуть влево и через 5 километров оказаться в столице Алтая — городе Горно-Алтайске. Туда же нужно ехать, если собираетесь на Телецкое озеро. Но мы едем прямо. Кстати, если ваша машина ездит на газе — обязательно тут заправляемся на «Лукойле».

Через 10 километров — Айские мосты — старый и новый. Здесь на другом берегу озеро Ая — центр притяжения туристов, которые не любят далеко ездить. Но мы ведь не такие?

Далее проедем Манжерок — там ещё один центр притяжения туристов — знаменитое озеро и канатная дорога на обзорную точку. Еще немного дальше и проедем мост на Бирюзовую Катунь — искусственное озеро с различными развлечениями. Нам прямо.

Теперь нам важно повернуть на мост через Катунь после Барангола. Промахнулись — не беда, в Усть-Семе есть второй (старый) мост.

Всё — теперь вы чуть больше чем попсовый турист! Есть такое общее мнение, что территория от Аи до Чемала — это попсовый Алтай. Люди годами ездят сюда и не знают насколько красив Алтай дальше. А у нас всё впереди!

Перевалы

До первого перевала (Семинский) около 90 километров. Село Шебалино проедете через 60 километров, там заправки и магазины. Перед подъёмом на перевал есть кафе «Алина», достаточно неплохое.

Дорога на перевал затяжная и с большим набором высоты, следите за температурой антифриза.

На вершине перевала большой рынок, стела и симпатичные низкорослые кедры. Покупать что-то съестное тут не рекомендую, так как воды и электричества здесь нет — непонятно, как это готовили и хранили. Этот же совет касается и следующего перевала.

Спуск с перевала значительно красивее подъёма. Не такой крутой, но более затяжной. Через 30 километров после перевала будет перекрёсток рядом с селом Туекта. Нам прямо, а направо мы съездим как-нибудь в следующий раз.

Ещё километров через 20 будет село Онгудай. Через село течёт река Урсул, местные хвастаются что ловят «вооот такого хариуса» прямо у себя в огороде.

Кстати, в устье Урсула (где он впадает в Катунь) недавно построили резиденцию для сами знаете кого. Поворот на дорогу к резиденции проедем через несколько километров после села. Также почти на выезде из села есть заправка для авто на газе. Это первая после Маймы, а следующая будет в конце пути в Кош-Агаче.

Довольно скоро после Онгудая подъезжаем к подъёму на перевал Чике-Таман. Перевал интересный и красивый, в то же время ехать надо внимательно. Подъём и спуск в виде серпантина, который хорошо просматривается с вершины. Останавливаться без нужды нельзя, да и лучше остановиться наверху и спокойно пофотографироваться. Здесь тоже рынок, который меньше, но колоритнее (на мой взгляд).

Хоть Чике-Таман и ниже Семинского, но точно интереснее и красивее. Кстати, на этот перевал есть старая дорога, она проходит в стороне и неасфальтированная. Любители экзотики часто предпочитают её.

Спуск с перевала довольно затяжной, но красивый. Справа будет небольшая речка, на берегу её можно остановиться и отдохнуть. Или вообще заночевать.

Через пару десятков километров дорога вновь вернётся на берег Катуни, с которой мы расстались ещё в Усть-Семе 200 км назад. И сразу мы попадём в красивое место — длинный «бом».

Бом — это когда с одной стороны отвесная скала, а с другой — обрыв и река. Здесь красиво, но едем внимательно, чтобы не нырнуть в реку и не наехать на свалившийся со скалы камень. После бома можно остановиться и полюбоваться на долину реки, это место называется «Катунские терассы». Когда-то река была на уровне дороги, но вымыла себе русло и теперь она на 20 метров ниже.

Настоящий Горный Алтай — впереди!

Едем дальше. Природа вокруг окончательно поменялась и совсем не похожа на попсовый Алтай. В посёлке Иня перебираемся на другой берег Катуни, а ещё немного дальше будет «стрелка Чуя-Катунь». В этом месте Чуя впадает в Катунь. Многие тут останавливаются и прогуливаются посмотреть, как мутные бурные воды Чуи вливаются в бирюзовую Катунь.

Далее наш путь будет лежать по берегу Чуи. Собственно отсюда и название тракта, по которому мы едем. Постепенно природа снова вокруг меняется, появляется больше зелени, деревьев. По пути встретится несколько водопадов. Некоторые из них будут вдали за рекой, но один будет совсем рядом с дорогой, место заметное, не проедете.

Но надо будет прогуляться, чтобы разглядеть водопад вблизи.

Постепенно мы доедем до Чибита и Акташа. С Чибита начинаются пешие маршруты к Шавлинским озерам, а в Акташе (довольно большой посёлок) можно свернуть с тракта и уехать на Улаган (обязательно расскажем про это потом, но пока мы стараемся не уезжать с хорошего асфальта).

За Акташем справа есть ряд турбаз, хорошее место для ночёвки. Но электричество здесь от генераторов и о благоустроенных номерах можно только мечтать. Но не за этим сюда едут. Здесь же находятся так называемое Гейзеровое озеро, указатели не проедете. Турбазы взимают небольшую плату за проход по мостику над болотом.

Дальше начинается главное «волшебство» ради чего мы и ехали — мы увидим Северо-Чуйский хребет с его белоснежными вершинами, как на ладони.

Не спешите останавливаться — едьте до Курайской долины. Это огромная широкая долина между гор. Она изрезана десятками грунтовых дорог. Можно проехаться по ним и подняться на какую-нибудь горку с шикарным видом на большие горы. Если повезёт с погодой, то панорама откроется впечатляющая!

Здесь же недалеко по левую сторону тракта будет «марс», где разноцветный руды выходят на поверхность и создают ощущение пребывания на другой планете.

В конце Курайской долины снова начнутся горы, но так же внезапно они разбегутся по сторонам перед Кош-Агачем.

В этом месте осадков выпадает очень мало. И если на Алтае вас застал беспробудный дождь — приезжайте сюда, здесь всегда светит солнце. И местность вокруг говорит о недостатке влаги — почти пустыня, в которой можно встретить верблюдов.

Кош-Агач — пожалуй, конечный пункт нашего путешествия. Дальше уже Ташанта и граница России. И ощущение границы чувствуется в Кош-Агаче — военная техника и люди в военной форме. Здесь можно заправиться бензином и газом и двинуться в обратный путь, делиться незабываемыми эмоциями с друзьями.

Теперь вы знаете, что даже не выходя из машины и не съезжая с хорошего асфальта, можно увидеть очень красивую природу.

Интернет-портал «VASHGOROD.RU» зарегистрирован в Роскомнадзоре 28.02.2017 г.

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68868.

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

ВСЕ НОВОСТИ