Учёные из Новосибирска нашли ген, который ослабляет сезонную депрессию

01 ноября 11:40

Теперь учёные займутся разработкой лекарства, которое поможет в лечении сезонного расстройства.

Сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН обнаружили, что седьмой тип серотонинового рецептора ослабляет сезонную депрессию. Об этом 31 октября рассказали в пресс-службе института.

Чтобы создать модель депрессивного поведения, новосибирские учёные провели тесты на мышах. Они обнаружили, что шесть типов нервных окончаний не ослабляют болезнь. А неизученный седьмой тип — наоборот, помогает в борьбе с расстройством.

Оказалось, что этот рецептор поддерживает баланс серотониновой системы. А вместе с антидепрессантами он влияет на подтип серотониновых рецепторов и ослабляет сезонную депрессию.

«5-HT1А рецептор ингибирует [подавляет, — прим. ред.] активность серотониновой системы. Седьмой рецептор, в свою очередь, способен связывать первый, понижая его функциональную активность, что может облегчить состояние сезонной депрессии», — процитировал журнал «Наука в Сибири» младшего научного сотрудника Александра Родного.

Ученые создали вирус, который ввели мышам. После чего животных на два месяца оставили в темноте. Только четыре часа в день они видели свет. Последняя стадия эксперимента — тесты на поведение. Сначала мышей клали в воду, откуда они пытались выбраться. Но грызуны быстро прекращали барахтаться и замирали. Затем животных сажали на большую площадку и смотрели, как долго те проводили в центре и как долго — по краям.

Такие эксперименты нужны, чтобы понять, боится ли животное. Например, если мыши сидели у стенки площадки, то, по мнению учёных, они были в страхе.

«Тесты показали, что животные, у которых экспериментально была повышена экспрессия гена седьмого рецептора, демонстрировали снижение депрессивно-подобного поведения без изменения двигательной активности», — отметил исследователь.

Учёные продолжили исследование в этой области, потому что депрессивное расстройство — одно из самых распространённых в мире. Из 350 млн человек с этим заболеванием, — 70 млн человек лечатся от сезонной депрессии. Большинство из них живут в России. Тесты показали, что седьмой тип рецептора поможет в лечении людей, которые страдают от сезонной депрессии.