Стартап для бабушек: как житель Академгородка стал социальным предпринимателем

04 декабря 10:02
517

О том, чтобы начать свой бизнес с нуля, хотя бы раз задумывались многие. Программист Михаил Машуков — не исключение. Для новогоднего проекта «Непростой 2019-й» он рассказал ВашГород.ру о том, как в Академгородке появился и развился за год проект «Внук на час».

— Михаил, вы пришли к предпринимательству только в этом году?

— Нет, я давно хотел запустить какой-нибудь стартап, свой проект. Но, как и многие, мечтал о великом. Сначала пробовал начинать какие-то масштабные проекты.

Например, разработал программу для более удобного общения на интернет-форумах, называлась Forums Fusion. Идея была собрать множество веб-форумов в программе типа ICQ и совершить такой же переворот, как ICQ, которая почти заменила e-mail. Денег в разработку программы я не вкладывал, но потратил на неё где-то полгода по вечерам и выходным. А это же только первая версия, которая хоть как-то работала! Для «переворота» надо несколько лет работы команды из десятка человек. Естественно, в то время у меня не было ни опыта, ни связей для проекта такого масштаба.

Потом ещё как-то пробовал сделать сайт для обмена реферальными ссылками. Тут уже начинал посерьёзней, потратил 50 тыс. рублей на дизайнера, взял его в компаньоны. Но потом и компаньон сдулся, и все сказали, да и сам понял, что это всё какая-то ерунда.

Если честно, я понимал, что хорошего бизнесмена в обычном понимании из меня не получится. Я не общительный человек и не продавал «с пелёнок». Поэтому проект «Внук на час» я сразу старался делать не как все. Хороший современный бизнес можно построить только если переделать всё с нуля, и так у меня есть шанс изобрести или хотя бы освоить какие-то имеющиеся подходы, которые непонятны и потому не доступны бизнесменам, которые на рынке уже 30 лет.

— Как возникла идея такого проекта?

— Однажды я заметил, что моей маме часто нужна помощь, чтобы разобраться в новой технике, в гаджете или настройках телевизора. Мы живём не вместе, и каждый день приехать к ней не могу, а по телефону проконсультировать — не всегда действенный способ. В итоге помочь удавалось не сразу, и маме приходилось ждать.

Я подумал, что в подобном положении наверняка многие другие пенсионеры, особенно одинокие. Пожилые люди хотят общаться — с друзьями, родственниками, детьми, которые выросли и уехали в другие города или страны. По телефону дороговато, а освоить социальные сети или WhatsApp сами могут далеко не все.

А вот для людей среднего или молодого поколения новое устройство — не проблема. Разобраться в нём не требует больших усилий, разве что время нужно: порядка часа, чтобы всё рассказать и побыть рядом, пока пенсионер попробует на практике применить полученные знания и навыки. Так и возникла идея проекта, которая реализовалась в этом году.

— Бизнес сразу получился социально ориентированным?

— Так как наши клиенты — люди небогатые, а услуга не требует какого-то специального обучения сотрудников, то я решил, что она должна быть максимально доступна по цене. Один час у нас стоит 150-200 рублей.

Мы не выезжали на дальние расстояния — только по Академгородку, так как оплата небольшая. Хотелось проверить идею о том, что можно дёшево предоставлять качественные услуги. Как крупные гипермаркеты конкурируют с магазинами у дома по цене за счёт больших объёмов. В перспективе у нас было бы много людей по всему городу, и каждый ездил бы на вызов к клиенту, который к нему ближе всего.

— Наверное, непросто было найти сотрудников в новую компанию, да ещё и с не самым прибыльным бизнесом?

— У нас нет компании и работы в классическом понимании этого слова. Сотрудники не приезжают к девяти утра и не сидят весь день в офисе. У меня есть команда — три-четыре человека, с которыми я на связи по WhatsApp. Есть заказ — я им сообщаю и они едут к клиенту.

Сначала я пробовал привлечь на работу людей лет 30, потому что студенты народ ненадёжный и могут сегодня прийти на работу, а завтра внезапно исчезнуть. Но оказалось, что люди более взрослые не готовы работать в каком-то необычном бизнесе и относятся к нему с недоверием.

Потом решил попробовать и со студентами. Выяснилось, что они исчезают примерно с такой же скоростью, как и 30-летние работники. Но они, по крайней мере, не говорят, что это какая-то непонятная и подозрительная работа. Они больше открыты к новым формам бизнеса, им это интересно. А требования к зарплате у них ниже.

В итоге в команде остались именно студенты. Заказов, правда, пока максимум два в неделю. Но и рекламы, пока, честно говоря, было не сильно много.

    Один из сотрудников — Даниил

— Как вы искали первых клиентов?

— Разными способами. Сначала пробовали по старинке — клеили объявления на подъездах, ведь люди старшего поколения в соцсетях мало сидят. Разговаривали со знакомыми бабушками из своего дома. Потом попробовали рекламу в соцсетях.

Первыми клиентами были пенсионеры лет 60-70. Причём я заметил, что к нам обращались своего рода инноваторы. Как нам показалось, они не столько нуждались в помощи, сколько заинтересовались новой услугой — звонили, узнавали подробности и домой вызывали. Изначально я рассчитывал скорее на людей, которые совсем одиноки, которым некого попросить о помощи. Но мы, конечно, никому не отказывали.

Был у нас один случай весёлый… Позвонила женщина, рассказала, что ей нужно разобраться в какой-то программе на компьютере. Сказала адрес — дом на улице Русской, Шлюз. Для нас это удалённый район, но заказчица обещала доплатить.

Собрался к ней сотрудник. Искал-искал дом на карте и не нашёл. Созвонился с заказчицей, и тут вдруг выясняется, что она находится почти за 4 000 километров — во Владивостоке, где тоже есть улица Русская. Вот это удалённый заказ! Наверное, ей о нас рассказали знакомые, которые где-то увидели объявление с номером мобильника, но не обратили внимания на город.

— В чём заключается работа «внука на час»?

— Просьбы были разные: помочь внести контакты в телефонную книгу, научить пользоваться мессенджером, зарегистрироваться в соцсетях, создать почтовый ящик, скачать в интернете фильм. Мы сразу объясняли, что сложные задачи вроде ремонта компьютеров или бытовой техники мы не делаем, для этого нужны специалисты со специальными знаниями и навыками.

— А люди не пенсионного возраста за помощью к вам обращаются?

— Да, бывает. Когда мы стали давать рекламу в соцсетях, появились заказчики в районе 30-40 лет. Девушки даже звонили. Чаще всего просили фильм какой-нибудь найти и скачать в интернете, или найти и привезти видеоигру.

— У вас очень демократичные расценки. От клиентов, по идее, не должно быть отбоя…

— Как я и говорил, пока у нас немного рекламы. Мало кто знает, что есть вообще такая услуга. Привыкли, что можно вызвать мастера, если компьютер сломался, а вот что услугу попроще можно заказать — никто не знает. И ещё, мне кажется, люди побаиваются чего-то нового, поэтому не спешат делать заказ.

— Не пробовали деньги по гранту получить или какую-то другую поддержку для социального предпринимательства?

— Мысли были, но всё должно быть проще. Не хотелось бы с бумажной волокитой заморачиваться. Да и проблема не в деньгах. Есть мысли развиваться в будущем по-другому: подружиться с каким-нибудь похожим проектом и так искать новых клиентов. Сейчас думаю над этим.

— Подводя итоги года — принёс вам новый бизнес хотя бы небольшую прибыль?

—Пока одни затраты, правда, небольшие. На печать объявлений я потратил больше, чем была прибыль от этого.

— А не было мысли поднять цену на услуги, чтобы окупить затраты?

— Делать что-то дорого для немногих и так все умеют. Вернее, делают и думают, что умеют хорошо. А цель моего проекта как раз и была в том, чтобы показать, что можно сделать полезный людям проект по доступным ценам — за счёт эффективной организации и использования новых технологий. Я верю, что это возможно.

Интернет-портал «VASHGOROD.RU» зарегистрирован в Роскомнадзоре 28.02.2017 г.

Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68868.

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Условия размещения рекламы

ВСЕ НОВОСТИ