Третий не лишний: почему новую станцию электричек в Академгородке хотят построить в лесу

Власти Новосибирска продумывают транспортно-пересадочный узел в Советском районе, с которого можно было бы не только удобно уезжать, но и ходить пешком.

6 декабря депутат горсовета Наталья Пинус провела на своей странице в Facebook интервью в прямом эфире с Михаилом Никулиным — замначальника городского управления пассажирских перевозок. Она задала вопросы о железнодорожной станции, которую предлагается построить между Сеятелем и Обским Морем.

Чиновник подчеркнул, что на данный момент конкретного плана по строительству нет. Только 19 декабря представители правительства Новосибирской области, мэрии и ОАО «РЖД» встретятся, чтобы подписать трёхстороннее соглашение о сотрудничестве на 2020-2024 гг. Оно упорядочит работу в преддверии Молодёжного чемпионата мира по хоккею — 2023 и запуска проекта «Академгородок 2.0».

Тем не менее, межведомственная комиссия уже прорабатывает варианты, как улучшить транспортную доступность Академгородка, не нагружая при этом Бердское шоссе. Первый шаг уже сделан: на южном направлении добавили одну утреннюю электричку из Новосибирска и по одной на утро и вечер — из Бердска.

«От Сеятеля до Речного вокзала [продолжительность поездки должна быть] 20 минут. Наша задача — обеспечить транспортную доступность, а РЖД — усилить сетку расписания. В ноябре „Экспресс-Пригород“ получил три новых электропоезда, и все они будут поставлены именно на южное направление», — рассказал Никулин.

Михаил Никулин. Скриншот из видео Натальи Пинус

Зачем ещё одна станция?

Увеличивать количество электричек бессмысленно, если пассажирам неудобно ими пользоваться. Сейчас в Нижней зоне Академгородка есть станция Сеятель, в Верхней — Обское Море. Обе расположены далеко от научных институтов и университета, а ко второй ещё и не ходит общественный транспорт.

«Все понимают, что Сеятель невозможно использовать как полноценный транспортно-пересадочный узел (ТПУ): вы так же должны добираться по Академгородку, иногда и по пробкам, — отмечает Михаил Никулин. — Станция Обское Море исторически сложилась, потому что там был прямой участок пути, но она сдвинута и относительно Университетского, и относительно Морского».

Чиновник считает, что делать ТПУ из нынешнего Обского Моря бесполезно. Станция отделена от застройки Бердским шоссе, и его придётся пересекать и автобусам, и автомобилистам, которые соберутся оставить машину на перехватывающей парковке.

«Это и безопасность, и время: либо светофор устанавливать и останавливать транспортные потоки, либо будет затор на выезде. Мы прекрасно понимаем, что Академгородок сейчас — это ещё и Ключи, и Сигма, и Веста, и Каинская Заимка — куча коттеджных посёлков, где есть личный транспорт. Наша задача — чтобы этот автомобиль не попал на Бердское шоссе и не создавал там многочасовые пробки. Человек должен приехать комфортно на пересадочный узел, поставить машину, комфортно сесть — и за 20 минут он на Речном вокзале».

Поэтому есть идея разбить Обское Море на две станции. Старую либо оставить на прежнем месте, либо сдвинуть в сторону Бердска, к пешеходному переходу с Морского проспекта. Новую построить в лесу, за пересечением с шоссе.

«У железной дороги есть два принципиальных условия. Первое — длина перегона между станциями должна быть не менее 800 м, а желательно — чуть больше километра. Второе — станции должны быть на прямых участках. Поэтому, конечно, мы смотрим на участок, который наиболее близко подходит к Университетскому проспекту. Где будет точное расположение платформы — а по нормативам она должна быть 220 метров — пускай определяет железная дорога».

Сейчас в так называемом Пироговском лесу нет автомобильного движения — только пешеходный переход под рельсами, через который можно пройти с улицы Пирогова на Русскую. Фото Павла Пашкина

Что станет лучше?

«Сегодня весь куст маршрутов, которые есть в Академгородке, заканчивается на остановке „Цветной проезд“. Он все годы был проблемным: ненормативная стоянка, ненормативное расположение вблизи жилых домов. Если бы на одну остановку маршруты эти все продлялись, был бы нормальный конечный пункт прямо возле железнодорожной станции. Мы и убираем проблему из района, и делаем железную дорогу доступной из любой точки Академгородка», — поясняет Михаил Никулин.

Хотя управление пассажирских перевозок акцентирует внимание на том, что новая станция свяжет разные виды транспорта, подчёркивается, что пешком она тоже станет доступнее. Сейчас от Обского Моря приходится пройти 1,2 км хоть до университета, хоть до остановки «Цветной проезд».

«Но какой это километр двести? Надо сначала подняться в гору из выемки, каким-то образом пересечь Бердское шоссе — если живым останешься, потом по тропинкам через лес попасть, — живописует Никулин. — А по прямой [от предполагаемой станции] получается 900 м, даже если крюками ходить. Но это благоустроенная пешеходная дорожка».

Проект «Академгородок 2.0» предполагает, в том числе, что в НГУ увеличится количество студентов. Чиновники подвязывают и этот факт, чтобы показать пользу от возможной станции:

«Я уверен, что пешая доступность породит поток пассажиров. И, возможно, человеку выгоднее будет снимать квартиру в Бердске, а ездить на учёбу электричкой».

Если отступить от существующей станции минимальные 800 м, платформа окажется напротив просеки, по которой обычно ходят пешком от ТЦ «Гигант» к НГУ

Что станет хуже?

Жители Академгородка уже начали волноваться, что новая платформа потребует рубок леса. ТПУ — ещё больше. Под перехватывающую парковку и отстойник автобусов нужен участок примерно 40×50 м. Ширина дороги при предполагаемом потоке должна быть 7 м. Если включить сюда тротуары и сделать их с отступом от дороги — чтобы пешеходов не обливали грязной водой во время дождей и межсезонья — очевидно, что деревья пострадают.

Однако у чиновников на это есть ответ. Они утверждают, что ущерб можно сократить, используя уже существующие просеки.

«Мы можем в техническом задании на проектирование узла эти требования приложить. А самое главное — чтобы разворот автобусов располагался в 50-метровой уже вырубленной зоне железной дороги, — подчёркивает Михаил Никулин. — Это переговорный процесс и это возможно по нормативам. На Сеятеле же мы так сделали».

Остаётся вопрос и с Обским Морем. Есть мнение, что новая станция притянет на себя пассажиров, которые ездят между Верхней Зоной и городом по работе и учёбе. Старая платформа в такой схеме может остаться сезонной. Никулин считает, что станция сохранит функционал, если её сдвинуть:

«Рекреационная зона шикарная, у неё есть потенциал и летний, и зимний. У людей должна быть возможность выходить на пляж. У нас есть переходной мост с Морского проспекта, и лучше бы станцию где-то рядом расположить. Пусть железнодорожники сами определяют это место по нормативам. Тут сложный рельеф, но проект обойдётся не в миллиарды рублей, а сотни миллионов».

По его мнению, прокладывать автомобильный проезд к старой станции не нужно. Это и сбережёт деревья, и сократит затраты.

Так сейчас выглядит остановочная платформа Обское Море. Фото Антона Колонина

Кто за это заплатит?

Для «Российских железных дорог» грузовые перевозки гораздо более прибыльны, чем пассажирские. Поэтому любые затеи с электричками должны быть в первую очередь проработаны со стороны властей. Если проект будет внятно прописан, монополист включит новые станции в свою инвестиционную программу.

«Это социальный проект, в котором заинтересованы город и область. Если мы сами не можем определиться, если у нас споры, железнодорожникам это точно не надо, — объясняет Никулин. — Платформы и подвижной состав будет финансировать РЖД, возможно, совместно с правительством региона. Городская часть — это обеспечение подъездов и дорог до станции Университетская и отстойника для автобусов. Это несколько миллионов: может, 10, может, 20».

По словам чиновника, когда проект будет окончательно сформулирован, финансирование на него будут искать везде: и в проекте «Академгородок 2.0», и в федеральных программах. Теперь остаётся дождаться соглашения, которое позволит межведомственной комиссии заняться конкретными расчётами и искать проектировщиков. Отказаться от проекта в мэрии не готовы:

«Мы однозначно исходим от изначальной установки, что городская железная дорога — единственный системный, стержневой городской вид транспорта. Пока нет Восточного обхода, мы в трезвом уме и твёрдой памяти понимаем, что создать на Бердском шоссе выделенную полосу для автобусов невозможно, и такой устойчивой скоростной связью, как железная дорога, мы пассажиров не обеспечим».

© ВашГород.ру

Источник фото: Павел Пашкин
 1 608
 0

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт.


Авторизация