Рекордное "кладбище" мамонтов обнаружено под Новосибирском

Рекордную концентрацию костей мамонтов в России нашли в Новосибирской области палеонтологи Томского госуниверситета. Ученые выдвигают несколько версий того, почему именно в этом месте находилось столько древних животных, сообщается на сайте ТГУ.

Останки мамонтов были обнаружены в урочище Волчья Грива Новосибирской области. На глубине примерно от 1,7 до 2,1 метра находились кости детенышей и взрослых животных, которые были значительно крупнее, чем их более молодые родственники.

«Среди самых крупных фрагментов — бедро длиной почти 1 метр 15 сантиметров, — рассказал руководитель лаборатории экосистем мезозоя и кайнозоя Сергей Лещинский. — Вероятно, оно принадлежало самцу мамонта возрастом 45-50 лет, вес которого составлял 5-6 тонн или даже больше, а высота с учетом мягких тканей превышала три метра».

Ученый предположил, что останки мамонта, возможно, пролежали в толще пород 20-25 или даже 30 тысячелетий. Более точный возраст находок покажет радиоуглеродный анализ.

По мнению палеонтологов, это рекордное по количеству останков «кладбище» одно из самых древних, обнаруженных ранее. Ученые считают, что кости самого нижнего уровня принадлежат животным, которые приходили на Волчью Гриву за несколько тысяч лет до тех мамонтов, остатки которых разные ученые находили начиная с 1960-х годов. Обнаружить его удалось совершенно случайно.

«Первоначально мы вскрыли два костеносных уровня — это типично для Волчьей Гривы — нашли много интересных экземпляров, и казалось, что там больше ничего уже нет, — добавил Сергей Лещинский. — Через неделю собирались отправиться домой, но по негласным правилам необходимо проверить подстилающие отложения минимум на два штыка лопаты. Вскрыли в одном месте, в другом и поняли, что еще 10 дней раскопок нам обеспечено».

Начав углубляться, палеонтологи обнаружили костеносные отложения с такой высокой численностью остатков, которая ни на Волчьей Гриве, ни в каком-нибудь другом мамонтовом местонахождении России не упоминается. Концентрация на один квадратный метр, при толщине отложений до полуметра, местами превышала 100 находок.

По словам ученого, остатки шерстистых мамонтов, найденные на столь глубоком для Волчьей Гривы уровне, отличаются очень хорошей сохранностью. Они были захоронены под слоем глины и песка, в небольшой промоине спустя несколько лет после смерти животных.

Большая разница в размерах между мамонтами из нижнего и более высоких уровней объясняется тем, что на заключительном отрезке периода своего существования этот вид животных испытывал мощное давление неблагоприятных факторов среды обитания. Судя по тому, что на многих останках поздних мамонтов присутствуют признаки остеодистрофии, животные страдали от минерального голодания. Именно это приводило их на зверовые солонцы, подобные Волчьей Гриве.

Отметим, первые кости животных в селе в 1957 году обнаружили работники совхоза, когда начали копать землю под хозяйственные постройки. В 2015 году во время раскопок в местечке Волчья грива в селе Мамонтово были найдены более 600 фрагментов и целых костей и зубов шерстистого мамонта. С середины 20 века были открыты скелеты не менее чем 55 мамонтов. Подобных захоронений во всем мире единицы. На данный момент изучено только 3% древнего новосибирского кладбища.

За полвека исследований выдвинуто несколько научных гипотез на тему исчезновения мамонтов. Биологи, геологи, археологи пытаются найти объяснение подобным кладбищам. Одни считают, что животные утонули во время паводков, другие утверждают, что были истреблены человеком. Стопроцентного подтверждения ни одной из гипотез сегодня пока нет.