#Кунсткамера_Календарь
120 лет назад, 21 ноября 1902 года, родилась Екатерина Дмитриевна Прокофьева, создатель письменного селькупского языка. Она принадлежала к той блестящей плеяде молодых советских этнографов, которые после окончания университета ехали в неизведанные края, жили среди изучаемого населения, работая учителями, участвуя в создании и пропаганде письменности для этих народов. Они несли с собой знания, новую культуру, утверждали новый быт.
Екатерина Дмитриевна родилась в Петербурге. После успешного окончания гимназии она пять лет проработала помощником библиографа в Гидрологическом институте. Летом 1920 и 1921 года Екатерина Дмитриевна принимала участие в работах Олонецкой научной экспедиции, занимаясь сбором ботанических, энтомологических и геологических коллекций, производила метеонаблюдения. Интерес к природе привел ее в 1921 году на этнографическое отделение Географического института.

В июле 1925 года Екатерина Дмитриевна вместе со своим мужем Георгием Николаевичем Прокофьевым выехала в Туруханский край, где они работали в качестве учителей в туземной школе первой ступени в Яновом стане, собирали материалы по языку и этнографии селькупов.
В 1929 — 1931 годах она находилась в экспедиции в Большеземельской тундре, где на культбазе Хоседа Хард работала помощником краеведа, заведующей детским домом, заведующей пунктам по ликвидации неграмотности, участвовала в работе Комитета нового алфавита. В 1932 — 1938 годах преподавала селькупский язык и являлась младшим научным сотрудником Института народов Севера в Ленинграде. С 1932 года Екатерина Дмитриевна начала работать над составлением алфавита и переводить литературу для селькупов и в том же году создала селькупский букварь, чуть позднее — учебники арифметики соответственно для 1 и 2 годов обучения, книги для чтения на селькупском языке для 1 и 2 годов обучения, букварь для селькупских школ на русском языке и т. д. В 30-е годы она подготовила для печати монографию по селькупскому фольклору, которая, к сожалению, пропала в годы блокады (сохранились только отдельные главы). Екатерина Дмитриевна принимала самое деятельное участие во всех работах мужа, помогая ему в разработке и подготовке к печати собранных ими у селькупов этнографических и лингвистических материалов.

Воспитанница ленинградской этнографической школы, Екатерина Дмитриевна Прокофьева была блестящим полевиком. Ее прекрасно знали во всех селькупских районах, она свободно общалась со своими информаторами, со многими из них ее связывала многолетняя дружба. После войны она совершила экспедиции в Туву, в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа, в Красноселькупский район. В Архиве МАЭ РАН хранятся ее полевые дневники, многочисленные статьи, заметки, материалы и, наконец, словарь.

Изданная в серии «Кунсткамера — Архив» рукопись Е.Д. Прокофьевой «Процесс национальной консолидации тувинцев» позволяет оценить тот вклад, который ученый внесла в изучение истории Тувы и тувинского этноса.

🌐 Приобрести монографию Екатерины Дмитриевны Прокофьевой можно в нашем интернет-магазине
https://shop.kunstkamera.ru/catalog/knigi/protsess_na.

📖 Электронная библиотека:
— Прокофьева Е.Д. Процесс национальной консолидации тувинцев. (Кунсткамера — Архив; т. 4) https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/03/0303/978-5-.

— Прокофьева Е.Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xxxiii/mae_x.

— Иванов С.В. Мамонт в искусстве народов Сибири (с дополнением Е. Д. Прокофьевой — Мамонт по представлениям селькупов) https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xi/mae_xi05.

— Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xi/mae_xi14.

— Энецкий шаманский костюм https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xiii/mae_xii.

— Прокофьева Е.Д. Материалы по религиозным представлениям энцев https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xiv/mae_xiv_.

📅 Календарь Кунсткамеры — http://www.kunstkamera.ru/events-calendar Процесс национальной консолидации тувинцев. (Кунсткамера — Архив; т. 4). lib.kunstkamera.ru

Источник: vk.com