Сегодня в рамках онлайн-выставки «Сокровища Кузбасса» мы расскажем о нашем главном экспонате - скале с петроглифами музея-заповедника «Томская Писаница».

Объект культурного наследия федерального значения Писаницы, известный в литературе как Томская писаница, расположен у д. Писаной Яшкинского района Кемеровской области, в 55 км от г. Кемерово, на правом берегу р. Томи.

Писаницы – одно из самых известных и значительных в Западной Сибири местонахождений наскальных изображений. Плоскости с петроглифами начинаются от устья р. Писаной, на правом ее берегу. Протяженность местонахождения – около 1000 м. Памятник состоит из трех групп.
Практически все петроглифы (за исключением плоскости рисунков 3 группы) относятся к одному хронологическому периоду. Однако датировка этого периода до сих пор остается спорной. По мнению одних исследователей, наиболее древние рисунки относятся к неолиту (концу эпохи камня, IV тыс. до н. э.), по мнению других – к бронзовому веку (II тыс. до н. э.). Наиболее поздние изображения датируются ранним железным веком.

Рисунки были известны уже с XVII в., с начала освоения Сибири русскими землепроходцами. В 1721 г. участник экспедиции Д. Г. Мессершмидта, Ф.И. Страленберг впервые описал и зарисовал петроглифы Томской писаницы. В 1730 г. в Стокгольме он издал свое сочинение «Описание северной и восточной части Европы и Азии», где опубликовал рисунки Томской писаницы. Историк В.Н. Татищев в 1735 г. послал к подножию писаных скал на Томи геодезиста В. Шишкова, который, посетив Писаный камень, описал и скалу, и рисунки. Уделили должное внимание Томской писанице Г. Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, С.П. Крашенниников – участники Сибирского отряда Северной экспедиции, организованной в 1733-1743 гг. Российской Академией наук. Г.Ф. Миллер дал достаточно полную для того времени характеристику камня, на котором выполнены рисунки, а также отметил, что состояние почти всех сибирских писаниц грозит их уничтожением, в связи, с чем необходимо делать как можно более полные описания и точные копии рисунков. В XIX в. памятник по-прежнему привлекал внимание исследователей. Г. Спасским был тщательно выполнен рисунок Писаного камня, на котором показано расположение плоскостей и передано общее размещение рисунков. В начале ХХ в. Н. Овчинников занимался изучением Томских петроглифов. Им было сделано еще одно полное описание памятника и опубликованы отдельные рисунки и группы изображений. Н. Овчинников впервые заинтересовался и техникой нанесения рисунков, указав, что большая их часть «состоит из контуров», вырезанных на камне глубокими бороздками. Наиболее полное обследование и копирование петроглифов Томской писаницы было осуществлено в середине 1960-х гг. под руководством А. П. Окладникова и А. И. Мартынова. Материалы этих работ и основные результаты исследований опубликованы в монографии «Сокровища Томских писаниц» (1972). В конце XX – начале ХХI в. проводилось обследование современного состояния петроглифов Томской писаницы, в результате которого с помощью более совершенных способов копирования были уточнены уже известные, а также выявлены новые рисунки и композиции памятника.
Петроглифы основного местонахождения насчитывают около 300 изображений, выполненных в разной технике и датированных неолитом – эпохой бронзы. Петроглифы были нанесены на скальные плоскости при помощи камня. Очевидно, специальными каменными резцами сначала прочерчивался контур будущего изображения, а уже потом по нему мелкими ударами выбивался весь рисунок. При этом использовались два приёма: в одних случаях показывали только контур фигуры, в других снимали всю поверхность камня. Обычно голова животного изображалась силуэтно, а туловище – контурно. Глаза и разрез рта, как правило, не выбивались. Оставаясь выпуклыми, они придавали рисунку особую выразительность. Основная часть наиболее ценных и хорошо сохранившихся петроглифов отличается крупными размерами и находится на верхних плоскостях, ориентированных в сторону реки.

Прежде всего, это фигуры лосей и сцены охоты на них. Рисунки выполнены реалистично, с большим мастерством. Все животные представлены в одной специфической для искусства того времени манере, в одном стиле: короткое массивное туловище, узкий сухой круп и мощная горбообразная передняя часть корпуса.
В таких же реалистических чертах изображены на Писанице медведи. Древние художники мастерски передают мешковатое, несколько неуклюжее туловище и короткие толстые ноги зверя.

Необыкновенно искусно на Писанице изображены птицы: сова, оперение которой передано в виде мелких треугольных выбоин, цапли (или журавли), фигуры которых особенно выразительны и изящны, утка.

Встречаются на скальных плоскостях Писаницы и изображения антропоморфных фигур и личин. Так, известны антропоморфные фигуры, связанные с божеством плодородия. Они схематичны, выполнены контурно прорезью по камню, туловище, ноги и руки переданы линиями. Две короткие поперечные линии на голове образуют разинутый клюв с хохолком. Они показаны в движении, их руки согнуты в локтях и заканчиваются птичьими лапами, ноги полусогнуты в коленях. В центральной части композиции, в окружении лосей, изображен скользящий на лыжах человек. Ноги его расставлены, в руке он держит аркан. Среди изображенных на писанице антропоморфных существ также представлены фигуры человечков с широко расставленными и согнутыми в коленях ногами, которые как бы приседают в позе танца. Руки их распростерты в стороны и тоже изогнуты. У некоторых из них голова показана в виде круга, от которого отходят лучи, у других – повернута в фас и похожа на острую мордочку зверя или клюв птицы.
На писаных камнях встречаются и маски-личины овальной или сердцевидной формы. Эти изображения в самых общих чертах передают овал человеческого лица с глазами и линией рта.

На Томской писанице присутствуют и изображения лодок, которые показаны в виде горизонтальной полосы со стилизованными фигурками.
Значительное количество рисунков объединены в сцены охоты. Так, на одной из скальных плоскостей запечатлена сцена покола. Лоси изображены плотной массой, как будто поднимающимися вверх по берегу. Некоторые из них еще плывут по воде, из которой видна только голова животных, а волнистая линия внизу, вероятно, показывает поверхность воды. Перед животными стоит человек, от руки которого отходит линия, перерезывающая животных и напоминающая копье.

Характерными чертами стиля, в котором выполнены петроглифы Томской писаницы, являются динамизм и строго профильные изображения животных. Все животные показаны в движении, идущими слева направо: они быстро шагают или бегут, вытянув вперед головы. Их тела до предела напряжены. Здесь нет ни одной неподвижно застывшей фигуры. Стремясь передать и даже усилить восприятие движения, древний мастер располагал фигуры не горизонтально, а слегка наклонно, приподняв переднюю часть тела животного. Многие звери как бы неудержимо стремятся вверх, упрямо преодолевая все препятствия на своем пути. В то же время человеческие фигуры в большинстве своем выбиты в фас, с повернутой в сторону головой. Такая манера характерна для древнего искусства вообще.

Актуальной является проблема обеспечения сохранности уникального памятника древнего наскального искусства. Работы по сохранению памятника начаты в 2003 году. Было выполнено всестороннее комплексное исследование материалов памятника и его технического состояния сотрудниками ГосНИИреставрации (г. Москва) и разработан ряд прямых и превентивных мер по консервации. В настоящее время разработана комплексная программа, предусматривающая осуществление неотложных и долговременных мер практической консервации, а также контроля и снижения антропогенного воздействия на памятник.

#ТомскаяПисаница #МеждународныйДеньМузеев #КузбасскаяМузейнаянеделя  #НочьМузеев2023 #СокровищаКузбасса #храним_СокровищаКузбасса #изучаем_СокровищаКузбасса #показываем_СокровищаКузбасса

Источник: vk.com