Семья Писаревских, еще точнее сказать – балетная пара, была приглашена в театр тогдашним главным балетмейстером Галиной Черепановой, работавшей с ребятами в алтайском театре. Главная цель приглашения - укрепление балетной труппы, которая в то время была разнородной и по возрасту, и по образованию, и по физическому состоянию. Каких-либо достижений ждать от этого состава не приходилось, но репертуар поддерживался во вполне приличном состоянии. Правда, женский состав имел в основном профессионально подготовленных балерин. Закончившую карьеру заслуженную артистку РФ Людмилу Глазкову заменила Лариса Ибряева, державшая уровень в классических опереттах.

Новая пара Писаревских, а они и были уже опытными артистами, с их творческим потенциалом, энергией, азартом, отличавшими ребят, сразу стала лидером коллектива. А организаторские и балетмейстерские способности Юрия Николаевича были настолько очевидны, что стало ясно, кто в доме хозяин. Мне кажется, что в такой ситуации смена руководства цехом прошла естественно, без скандалов, подстав и других известных гадостей. Ни разу Юра не сказал ни одного плохого слова, не пытался намеками ухудшить мое отношение к своей предшественнице. Писаревский сначала стал руководителем цеха, а затем – главным балетмейстером театра. И нес эту ношу с достоинством и, на мой взгляд, абсолютно успешно. До последнего дня, когда трагическая смерть прервала жизнь этого талантливого человека. Ровно пять лет назад.

Важнейшей особенностью главного балетмейстера была, по-моему, надежность. Я мог положиться на него во всем. Не помню случая, когда он подвел меня даже в каких-то мелочах не говоря уже о серьезных вещах. Он был для меня соратником в самом главном значении этого слова. А в театре наступала эпоха Дубровицкого, театр перешел в новое качество – стал музыкальным. И нам всем, всей команде театра надо было доказывать свое право называться именно так – Музыкальный театр Кузбасса. Единственный способ доказать зрителю, что театр меняется, - новый репертуар и, главное, новое качество спектаклей. Писаревский не только сразу поддержал идею создания музыкального театра, но и стал одной из ключевых фигур в реализации творческих планов театра. Первым спектаклем в новом качестве стала «Летучая мышь» в постановке Вадима Дубровицкого. О, это была громкая премьера! Но это совсем другая история, обязательно расскажу о ней.

А вот предложение Вадима поставить полноценный балет на музыку Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда» вогнало в ступор всех. И коллектив, и руководителей театра, не говоря уже о балетной труппе. Балетмейстером-постановщиком этого спектакля стал замечательный балетмейстер и великолепный танцовщик, заслуженный артист республики Олег Николаев. Он рассчитывал, что Иисуса станцует Писаревский. Но быстро понял, что среди артистов балета нет исполнителя партии Иуды, не менее сложный персонаж, не менее сложная партия. И тогда было решено, что партию Иисуса будет танцевать сам постановщик, а партию Иуды - Юрий Писаревский. Это было настоящим испытанием, объединившим всех и каждого: молодых и не очень, квалифицированных и не совсем, собиравшихся на пенсию и делавших первые шаги. Это был общий порыв, общий азарт, общее желание добиться наивысшего результата. Это была командная работа. Не могу не вспомнить блистательную работу нашего ветерана Виктора Кондакова, отдавшего все силы в своей партии. Но, безусловно, лидерами в этой работе были Писаревские - Юрий и Наталья, танцевавшая партию Марии. Партия же Иуды стала целым событием не только в данном спектакле, но и, я уверен, в истории театра. Трагедия Иуды, сыгранная Писаревским, по силе восприятия ничуть не уступала (прошу прощения за кощунство, но я только о конкретном спектакле) судьбе главного героя.

Успех спектакля был оглушительным. На всех спектаклях публика, как говорится, висела на люстрах. Увы, спектакль прошел всего шесть раз. Николаеву нужно было возвращаться к своему коллективу, а замены ему не было. Но! Это были первые в моей директорской судьбе все аншлаги. Спектакль положил начало моей коллекции «зрительские рецензии в одно предложение», когда молодой парень, выходя из зала, сказал своей спутнице: «Тодес» отдыхает!» («Тодес» был невероятно популярен в те времена).

Ну, и это было, несомненно, триумфом Юрия Писаревского, ставшего на долгие годы творческим лидером не только балета, но и всего коллектива театра. Он был полон планов, новых предложений, замечательных задумок. Не сбылось. Обидно до слез.

#впечатлизмы #Музыкальный_80

Источник: vk.com