На арабские страны приходится $6 млрд, или 14%, [2022 год] экспорта российской сельскохозяйственной продукции, подсчитали эксперты Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка. Аналитики РСХБ выделили пять стран, обладающих потенциалом опережающего роста для поставок продукции из России.

В состав арабских стран включены 22 государства. Главный рынок поставок — Египет, на него пришлось $2,2 млрд экспорта российской агропродукции, или 37% от поставок в регион. Египет вместе с Саудовской Аравией, Алжиром, Ливией и Суданом составляет первую пятерку по закупкам продовольствия из России на сумму $4,8 млрд с совокупной долей 81% среди арабских стран.

Геополитические изменения последних лет и смена внешнеэкономического курса стали следствием перераспределения международного торгового курса России с запада на восток и арабские страны. Как ранее сообщил глава Минпромторга России Денис Мантуров, один только товарооборот между РФ и ОАЭ в 2022 году вырос на 68% и составил $9 млрд.

Таким образом, увеличивается актуальность расширения рынков сбыта в регионе.

Шаг вперед

На основе анализа поставок с начала 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года Центр отраслевой экспертизы выделил новые перспективные направления экспорта в арабские страны.

Страна

5 мес 2022 года, млрд долл.США

5 мес 2023 года, млрд долл.США

Прирост

Алжир

0,18

0,42

В 2,3 раза

Судан

0,11

0,27

В 2,45 раза

Йемен

0,02

0,22

В 10,5 раза

ОАЭ

0,04

0,11

В 2,75 раза

Оман

0,006

0,04

Новый рынок

Общий объём поставок в эти страны за год вырос почти в 1,8 раз до $3,4 млрд.

«ОАЭ, Судан, Алжир, Йемен и Оман показывают опережающие темпы роста закупок продовольствия из России. У отечественных экспортёров есть богатый опыт работы в арабском мире, поэтому диверсификация поставок на новые рынки не должна стать большой проблемой. Плюсом будет схожесть продовольственных потребностей данных стран с потребностями тех, куда уже налажены поставки», — полагает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.

От нашего стола — вашему

Наиболее популярными продуктовыми группами в арабских странах, согласно исследованию, стали злаки (72% от общего объема экспорта продукции АПК), жиры и масла животного и растительного происхождения (19%), мясо и пищевые мясные субпродукты (4%), мукомольная продукция (1%), овощи и некоторые съедобные корнеплоды (1%).

Основной продукцией в обозначенных категориях ожидаемо является пшеница и меслин (объем поставок 3,9 млрд долл и 66% от общего объема экспорта АПК). Среди других популярных продуктов масло подсолнечное (0,6 млрд и 10%) и соевое (0,5 млрд и 8%), а также ячмень (0,3 млрд и 6%) и части куриных тушек (0,1 млрд и 3%).

Импортные лакомства

По объему поставок продукции АПК в Россию лидирует снова Египет — общий объем в денежном эквиваленте составил 0,69 млрд долл. США или 71% от общего экспорта продукции АПК из Арабских стран. В числе лидеров также Марокко (0,19 млрд и 20%), ОАЭ (0,03 млрд и 3%), Саудовская Аравия (0,02 млрд и 2%) и Тунис (0,01 млрд и 1%).

Самыми популярными категориями продуктов, поставляемыми из арабских стран, стали фрукты и орехи (58% от общего объема поставок), овощи и некоторые съедобные корнеплоды (29%), рыба и морепродукты (4%), кофе и чай (3%) и продукты переработки овощей и фруктов (1%).

Среди этих категорий пальма первенства принадлежит молодому картофелю, что обусловлено климатическими особенностями обозначенных стран — на его долю приходится 20% от общего объема экспорта продукции АПК из арабских стран. Также в топе рейтинга апельсины (17%), клементины (9%), виноград столовых сортов (5%) и мандарины (5%).

«Экономические связи между Россией и арабскими странами имеют долгую историю крепких партнерских отношений. Например, Египет является лидером по поставкам картофеля, а Марокко — цитрусовых на российский рынок вот уже много лет. Россия, в свою очередь, является признанным лидером по поставкам зерна в эти страны. Тенденция к наращиванию объема поставок сельхозпродукции демонстрирует позитивный рост, и мы уверены, что в будущем данное направление будет развиваться и укрепляться не только в привычных категориях товаров, но и в поставках локальных товаров, как, например, северных ягод, облепихи и иной сельхозпродукции», — отмечает Андрей Дальнов.

Лицензия ЦБ РФ №3349
Источник фото: Пресс-служба Россельхозбанка