Для большинства  граждан дороги пахнут асфальтом, выхлопными газами и пылью. Но для тех, кто строит и ремонтирует эти самые дороги (народная молва причисляет  к этой группе людей и чиновников, ответственных за распределение дорожных госзаказов) автомагистрали пахнут деньгами. Большими деньгами.

В Кузбасса самая крупная дорожно-строительная компания - "Стройдорэкспорт". Сейчас SDE объединяет десятки строительных, проектировочных и транспортных компаний и щебеночных карьеров не только в нашем регионе, но и в соседней Томской области. История компании началась в 1991 году с создания малого ремонтно-строительного предприятия. У истоков стоял известный в регионе бизнесмен, бывший депутата парламента Кузбасса Сергей Апарин.

На официальном сайте компании указано, что первый серьезный контракт был подписан с АО "Азот" в том же 91-м. Через три года SDE начинает плотное сотрудничество с администрацией Кемерова, которая поручает компании отремонтировать улицу Весеннюю. В 1995 году состоялось подписание первого контракта с Областным дорожным фондом - а это уже другой масштаб. До 2001 года SDE входит в состав двух каменных карьеров - Мозжухинского и Кемеровского, а также крупнейшего кемеровского автотранспортного предприятия - Предзаводской автобазы.

Источники утверждают, что Апарин - креатура Владимира Михайлова, с 1986 года председателя горисполкома, а позже, по 2012 год, главы администрации Кемерова.  "SDE начинался с кооператива "Строитель" в 1991 году, - утверждает собеседник редакции. - Если помните, тогда стояло всё: шахты, заводы, колхозы и ДРСУ, которые в советское время выполняли работы по строительству и содержанию дорог. Но ведь кто-то должен был элементарно латать ямы на дорогах. Вот Апарин и взялся за это дело при негласной поддержке властей".

К началу 2000-х дорожная техника с эмблемой SDE выгодно отличалась от транспорта других компаний: парк обновлялся и пополнялся с завидной регулярностью, компания одной из первых стала применять новые технологии дорожного строительства и ремонта, для чего закупала, к примеру, экзотические по тем временам фрезы (механизмы, срезающие верхний слой асфальта с целью подготовки поверхности дороги к последующей укладке нового покрытия).

В 2007 году компания Апарина на приватизационном аукционе приобрела Новокузнецкое ДРСУ, которому, в свою очередь, принадлежало 100% акций Таштагольского ДРСУ. За актив дочерняя SDE компания "Кузбассдорстрой" заплатила в бюджет более 180 млн. рублей. В те годы власти активно продвигали идеи строительства магистралей из Кузбасса в Горный Алтай и Хакасию, поэтому экспансия кемеровских дорожников на юг региона была объяснима.

С тех пор много километров асфальта было уложено дорожниками SDE и даже чуть-чуть на обещанной дороге в Хакасию, ведь трассу Абакан - Бийск с переменным успехом строят до сих пор. Кузбасский участок 1100-километровой магистрали разбили на три этапа. Первый этап, дорога Бийск — Мартыново - Кузедеево - Новокузнецк, протяженностью более 80 километров, вот уже несколько лет ремонтируют специалисты Стройдорэкспорта.

Проектирование второго участка - строительство дороги Новокузнецк - Междуреченск в обход Мысков, протяженностью 45 километров, губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв обещал завершить в текущем году, а построить - в 2025-м. Третий, самый сложный этап, дорога от Абакана через Большой Ортон с выходом на Таштагол, через непроходимую тайгу и гористую местность, тоже когда-нибудь будет построен. Но сроки реализации проекта власти не называют, зато прикидывают, что возведение третьего участка выльется в 100 млрд. рублей (по ценам 2022 года).

На снимке С. Апарин крайний справа

Компания SDE росла и развивалась, а ее учредитель пошёл в политику. В 2008-м и в 2013-м годах Апарин от партии Единая Россия избирался депутатом Совета народных депутатов Кемеровской области. Не случайно, когда в 2016-м году Стройдорэкспорт праздновал свой 25-летний юбилей в драмтеатре Кемерова, на приём пришли заместитель председателя Совета народных депутатов Кемеровской области Нина Зинкевич, председатели профильных комитетов Олег Литвин и Олег Шурыгин, который в то время возглавлял Дирекцию автомобильных дорог Кузбасса.

Тогда поговаривали о тесной связи Шурыгина, старшего сына экс-губернатора Кузбасса Амана Тулеева и Апарина. Дмитрий Тулеев с 2002 года возглавляет ФКУ "Сибуправтодор", которое распределяет многомиллиардные бюджетные подряды на ремонт федеральных трасс "Сибирь" и "Байкал". Злые языки утверждали, что подряды уходили проверенным партнерам со всеми вытекающими. Но слухи так и остались слухами, а нет уголовного дела - нет и оснований для обоснованных подозрений.

По информации наших источников, по всей области SDE владеет сотнями конструкций наружной рекламы, установленными вдоль магистралей, а также в населенных пунктах. Так подчищенный было в 2014-15 годах от уродующих городские пейзажи щитов Новокузнецк в 2016 году из-за нехватки денег в бюджете рассчитался с дорожниками землей и разрешением устанавливать на них рекламные конструкции. Так город в городе появилось около сотни щитов. Нередко на них висят баннеры с предложением приобрести качественные бетон, щебень и асфальт, а также цитаты православных пастырей. 

Однако после ухода Амана Тулеева с поста губернатора, до этого практически стерильное информационное пространство вокруг SDE и самого Апарина стало нет-нет, да омрачаться неприятными известиями. В октябре 2022 года стало известно о задержании правоохранителями директоров ООО "Кузбассдорстрой" и ООО " Томскдорстрой", против которых возбуждено четыре уголовных дела и вменяется хищение почти 8,2 миллионов рублей. Учредителем компаний является Апарин.

Дальше - больше. В апреле текущего года гендиректор ОАО "Новокузнецкое ДРСУ" (входит в ДСК "Стройдорэкспорт") Григорий Макаревич открыл стрельбу в сотрудников СК, ОМОНа и ФСБ, которые приехали для проведения обыска в его дом. Бизнесмен выстрелил не менее пяти раз и попал в одного из сотрудников. Заведены уголовные дела по статьям 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющее предварительное расследование) и 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).

Обыск также прошел в головном офисе компании SDE в Кемерове и был связан с уголовным преследованием бывшего заместителя начальника управления капитального строительства администрации Новокузнецка Татьяны Сумаковой. В 2019-2021 годах в городе проводился капремонт Бызовского шоссе, в ходе которого подрядчик  "Новокузнецкое ДРСУ" провело валку леса, за которую ей якобы переплатили 9 млн. рублей.

Но в целом дела Стройдорэкспорта идут неплохо. Согласно данным Контур.Фокус, в девятнадцати действующих организациях, связанным с SDE и Сергеем Апариным, в 2022 году выручка выросла на 52%, до 12 млрд. рублей. Из них в 13-ти чистая прибыль в общем составила 1,2 млрд. рублей. Убыток 24 млн. рублей показали 6 компаний. Одна компания еще не сдала отчетность. 

Тот случай, когда деньги пахнут свежим асфальтом. *Редакция не перестает удивляться стерильному информационному полю вокруг компании SDE, которой, на секундочку, в этом году исполняется 32 года. Читатели задают вопросы о деятельности одной из крупнейших дорожно-строительных компаний Кузбасса, а ответов нет. Делитесь информацией с нами, а мы расскажем ее нашим читателям. 

Подписывайся на группу Капиталист Кузбасса и стань "глубокоуважаемым кротом", который умеет считать доходы и расходы кузбасских компаний и помнит историю их создания. 

Источник фото: rupec.ru/sdexport.ru/2gis.ru