Южный въезд, с днем рождения: спустя 15 лет стало известно, когда знаменитый долгострой наконец закончится

 Вспоминаем историю самого знаменитого новокузнецкого недостроя и пытаемся понять, почему работы затянулись

Южный въезд, с днем рождения: спустя 15 лет стало известно, когда знаменитый долгострой наконец закончится

В середине нулевых в Новокузнецке появилась проблема с пробками – из-за возросшего числа автомобилей улицы Пролетарская, Вокзальная и Точилино вставали в многокилометровые заторы, полностью блокируя выезд из города. В связи с этим власти Новокузнецка приняли решение провести реконструкцию дорог, построив Южный въезд. Тогда, в 2008 году никто и не предполагал, что этот проект станет самым знаменитым новокузнецким долгостроем. Сегодня, 9 декабря 2023 года, Южному въезду исполняется ровно 15 лет. Пройдёмся же по всем этапам этого мегапроекта и постараемся выяснить, что же пошло не так.

Необходимость расширения улиц Туркменской, Точилино, Пролетарской и Вокзальной власти города понимали ещё при Мартине. Работы начались в 2008 году, ознаменовав собой первый этап Южного въезда.

На этом этапе должны были быть расширены улицы Точилино и Туркменская на участке от железнодорожной больницы до НДРСУ. Дорогу расширяли за счёт трамвайного полотна – в том же 2008 году рельсы были демонтированы. Несмотря на все трудности, возникавшие из-за болотистых почв, к 2009 году строительство магистрали завершают. В Управлении капитального строительства Новокузнецка редакции сообщили, что весь первый этап обошёлся городу в 200 миллионов рублей.

Южный въезд, с днем рождения: спустя 15 лет стало известно, когда знаменитый долгострой наконец закончится

Но администрация не планировала останавливаться на достигнутом. Уже в 2010 году был запущен второй этап. Здесь реконструкция должна была затронуть всю улицу Точилино, вплоть до Редаково. Уже 10 мая 2010 года мэр Новокузнецка Валерий Смолего объявил, что Южный въезд готов наполовину.

«Лето короткое, успеть надо как можно больше. Сейчас важно найти современное, грамотное техническое решение в развязке самого сложно участка – Редаково-Таксопарк», - заявлял тогда глава города.

И действительно, именно участок от Редаково до Таксопарка стал ахиллесовой пятой проекта. В 2011 году власти города завершили улицу Точилино и упёрлись в узкое бутылочное горлышко – улицы Верхнепролетарскую и Нижнепролетарскую. Всего на второй этап было потрачено 343 миллиона рублей.

Южный въезд, с днем рождения: спустя 15 лет стало известно, когда знаменитый долгострой наконец закончится

На этом достижения закончились и главной причиной тому стали частные дома. Если на первом и втором этапах властям города почти не приходилось сталкиваться с выкупом земельных участков, то на Пролетарской и Вокзальной их ждало разочарование – заборы здесь идут прямо вдоль шоссе и расширить дорогу без сноса части домов просто не получилось бы.

Весной 2011 года из-за огромных пробок в районе Редаково власти города отсыпают и асфальтируют улицу Нижнепролетарскую. Это должно было быть временным решением, однако что-то пошло не так и новокузнечане ездят по такой схеме до сих пор.

Южный въезд, с днем рождения: спустя 15 лет стало известно, когда знаменитый долгострой наконец закончится

Проект начал буксовать в 2012 году, в основном из-за нехватки средств. Тогда в УКСе планировали выкупить 36 земельных участков, общей стоимостью в 72 миллиона рублей. Всего же на строительство магистрали было нужно 700 миллионов рублей, тогда как в распоряжении администрации были лишь скромные 200 миллионов рублей.

В мае 2013 года власти города наконец-то завершают строительство моста на участке между улицами Транспортной и Вокзальной. Это стало последним достижением в строительстве Южного въезда. После этого никаких серьёзных работ здесь не велось, а дорожное полотно на улице Нижнепролетарской начало постепенно разрушаться.

Южный въезд, с днем рождения: спустя 15 лет стало известно, когда знаменитый долгострой наконец закончится

Уже в апреле 2019 года Госавтоинспекция выдала Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства Новокузнецка предписание об ограничении движения на Нижнепролетарской. Причиной стало неудовлетворительное состояние дороги. К счастью или к сожалению, с тех пор на этом участке так ничего и не изменилось – дорогу не закрыли, а многочисленные ямы продолжают радовать водителей.

В том же 2019 году началась разработка новой проектно-сметной документации на третий этап Южного въезда. Как сообщил Кузнице источник, близкий к администрации, тогда ПСД была почти полностью готова, но положительное заключение государственной экспертизы получено не было. Выявленные недочёты в ПСД никто так и не устранил и проект вновь отправился в долгий ящик.

И вот, 20 июня 2023 года Сергей Кузнецов заявил, что ПСД скорее всего будет одобрена уже к сентябрю, а работы займут не менее трёх лет. Увы, и здесь уложиться в сроки не удалось – уже 14 сентября в прямом эфире глава города сообщил, что проект только отправился на экспертизу, а его финансирование подтверждено аж на 2025 год.

«Проект очень сложный, было очень много замечаний, частности, по сетям, по сопряжениям с железной дорогой. Смотрели зоны отчуждения, в которых не должны стоять частные дома. Поэтому сама работа начнётся только в 2025 году, а за 2024 год нам надо получить положительное заключение», - сообщил тогда глава города.

Как сообщили редакции в Управлении капитального строительства, третий этап Южного въезда планируется разбить ещё на три этапа. В рамках первого будет отремонтирована и расширена улица Нижнепролетарская – здесь необходимо выкупить всего 19 домов. Кроме того, улица Нижнепролетарская стоит в приоритете прежде всего из-за неудовлетвортельного состояния самой дороги.

Всего на строительство третьего этапа планируется потратить около 2 миллиардов рублей, из них около 300 миллионов уйдут только на выкуп 120 земельных участков. Суммы примерные – в УКС сообщили, что точная стоимость будет определена в конце декабря 2023 года, после полного завершения госэкспертизы.

Более того, в сроках УКС противоречит заявлениям мэра – работы планируется начать уже в 2024 году, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Всего же строительство должно занять два года и завершиться уже к 2026 году.

Как видно, даже спустя 15 лет история Южного въезда не завершена, однако, судя по всему, движется к своему логическому концу. Остаётся лишь надеяться, что хотя бы в этот раз администрация города найдёт средства и город наконец вздохнёт спокойно, избавившись от постоянных пробок на Южном въезде.

Если у вас есть интересная информация, которой вы готовы поделиться, то связаться с нами можно через WhatsApp,Телеграм, почту news-nk@vashgorod.ru или вы можете нам позвонить по телефону 8(923)464-0620. А чтобы не пропускать актуальные новости, подписывайтесь на группу «Кузница новостей».

(источник фото: 2ГИС, Гугл Карты)