Нехватка водителей, новые маршруты и дизельные автобусы: как работает «ПАТП» и превратится ли в главного новокузнецкого перевозчика
Корреспондент Кузницы посетил предприятие и пообщался с руководством предприятия и Денисом Новохацким
Новокузнецкий общественный транспорт переживает серьёзные изменения. Пришедшие в 2020 году «ПитерАвто» теряют позиции, уступая основные городские маршруты другим перевозчикам, в частности муниципальному «ПАТП». Именно в стенах последнего побывал корреспондент Кузницы и узнал, как функционирует одно из старейших автотранспортных предприятий города.
Основанное ещё в 1957 году, «ПАТП» прошло через множество взлётов и падений. Сейчас муниципальное предприятие обслуживает лишь 2 городских маршрута: 7 и 345. Последний перешёл муниципалам недавно – до февраля 2024 года на маршруте работали «ПитерАвто», однако из-за частых срывов рейсов и нарушений графиков контракт с перевозчиком был разорван досрочно.
Пройдёмся же по цехам автопредприятия и выясним, как «ПАТП» работает и с какими проблемами сталкивается. Сопровождать нас будут директор автопредприятия Герман Яременко и руководитель проектного офиса УТиС Денис Новохацкий. Итак, вперед, в святая святых, в ремонтный цех!
Гараж, ремонтный цех и обслуживание автобусов
Всего в распоряжении «ПАТП» находится 112 автобусов, из них только 32 курсируют внутри города, остальные отправляются на пригородные и междугородние маршруты. В автопарке предствалены «Волгабасы», «НЕФАЗы», новые дизельные «МАЗы» и даже несколько «ПАЗов» – последние выпускаются только на пригородные маршруты.
В ремонтном цеху к моменту прихода корреспондента находилось всего 11 машин. Как сообщил Герман Яременко, это очень хорошая цифра для предприятия.
«На ремонте у нас ежедневно порядка 10 машин, то есть коэфициент технической готовности у нас составляет 0,9. Это очень хорошие показатели».
Для примера, в начале октября 2023 года у крупнейшего новокузнецкого перевозчика «ПитерАвто» в ремонте находилось 94 автобуса из 305 имеющихся в наличии, то есть около трети всего автопарка. Причины такой колоссальной разницы оставим за скобками – в ремонтный цех петербургского перевозчика журналистам Кузницы попасть так и не удалось, несмотря на неоднократные запросы.
Нехватка водителей и проблемы с графиками
Однако есть у всех городских перевозчиков и общая проблема – серьёзная нехватка водителей и кондукторов. Наибольшие проблемы начались в феврале 2024 года, когда «ПАТП» начало обслуживать 345 маршрут.
«Две профессии, по которым у нас острая нехватка – это водители и кондукторы. Проблема обострилась когда мы выиграли тендер и взяли 345 маршрут. Несмотря на объявленный набор, пока «накачаться» штатом мы физически не можем», – сообщил Герман Яременко.
Для примера, на 345 маршруте на выпуске находится 20 машин. Для нормального их обслуживания предприятию необходимо минимум 50 водителей и столько же кондукторов. На данный момент предприятие может обеспечить лишь 20 утренних графиков и 15 вечерних, ещё около 15 мест остаются вакантными.
А ведь речь только об одном городском маршруте, пусть и длинном. С учётом всех междугородних линий ситуация получается не самая приятная – предприятию не хватает как минимум 50 водителей и 60 кондукторов, набрать которых в кратчайшие сроки вряд ли получится. Впрочем, пока предприятие не допускает срывов графиков, в основном за счёт сверхурочных смен.
«Графики закрываем в полном объёме, в основном за счёт сверхурочных. Водители перерабатывают, мы, естественно, им за это доплачиваем. Стараемся действовать в рамках трудового законодательства».
Своевременно привлекать новых водителей не удаётся даже за счёт высоких зарплат. По словам Германа Яременко, водитель в «ПАТП» получает минимум 90 тысяч рублей в месяц, что значительно превышает средние показатели по Кузбассу. Кондуктор при этом получает значительно меньше - 40 тысяч рублей. Следует отметить, что приводимые цифры это лишь окладовая часть, с учётом премий и выплат за сверхурочные смены сумма получается значительно более высокая.
«Стоит понимать, что работа водителя городского автобуса очень сложная. Это ранний подъём. Это высокая интенсивность движения, это загруженные улицы. Многие водители, которые сейчас работают на межгороде, не соглашаются переходить в город, даже с увеличением зарплаты», – подытожил Герман Яременко.
Полноценная замена «ПитерАвто»?
Сергей Кузнецов неоднократно заявлял о том, что основным перевозчиком в городе должно быть именно муниципальное предприятие. В такой ситуации именно «ПАТП» должно стать полноценной заменой проблемному питерскому перевозчику.
В руководстве компании к такому развитию событий относятся несколько насторожено, однако от участия в новых конкурсах компания отказываться не собирается и по возможности будет расширять свою географию.
«Сегодня рынок открыт для абсолютно любого перевозчика. Если мы будем забирать маршруты у других перевозчиков, или запускать новые маршруты, конечно ПАТП получит задание от муниципалитета участвовать в этих конкурсах. Однако в убыток себе предприятие работать в любом случае не будет», – сообщил Денис Новохацкий, руководитель проектного офиса УТиС.
На вопрос о том, собирается ли «ПАТП» становиться основным городским перевозчиком, ни Герман Ярёменко ни Денис Новохацкий прямого ответа дать не смогли. На данный момент всё упирается в цену контрактов и банальную нехватку имеющихся ресурсов.
«У стояночных площадок, ремонтных боксов и прочей инфраструктуры есть предел. В нынешней ситуации парк можно расширить в лучшем случае на 40-50 автобусов, после этого мы, условно говоря, упрёмся в наш потолок. Забрать все или даже большую часть маршрутов муниципальное предприятие не может, в любом случае необходимо несколько перевозчиков», – объяснил Герман Яременко.
О дизеле, газе и экологии
Отдельным вопросом стали дизельные автобусы – после вывода на линию белых «МАЗов» многие новокузнечане опасались ухудшения экологической обстановки и повышения загазованности. Как сообщил Денис Новохацкий, все эти опасения беспочвенны – новые машины абсолютно безопасны и соответствуют экологическим стандартам».
«Важно понимать, что все дизельные автобусы, которые мы получили, соответствуют стандарту «Евро-5». То есть это достаточно экологичные автобусы, с современными двигателями, с современными коробками передач, которые позволяют работать с минимальной эмиссией вредных веществ. Да, мы понимаем, что чем больше газовых автобусов, тем лучше для экологии, но и дизели не настолько критичны в плане экологичности и соответствуют всем стандартам».
Напомним, ранее Сергей Кузнецов называл ряд маршрутов, контракты по которым планируется расторгнуть - это 67, 66, 25, 17, 23 и 56 автобусы. Если это произойдёт в ближайшее время, с большой долей вероятности маршруты перейдут именно «ПАТП», если, конечно, в город не зайдёт новый перевозчик. Сможет ли справиться с предприятие с такой нагрузкой при имеющихся мощностях - вопрос открытый, однако на примере 345 маршрута уже сейчас можно видеть, что муниципалы справляются намного лучше «ПитерАвто».
Если у вас есть интересная информация, которой вы готовы поделиться, то связаться с нами можно через WhatsApp или Телеграм, ещё вы можете нам позвонить по телефону 8(923)464-0620. А чтобы не пропускать актуальные новости, подписывайтесь на группу «Кузница новостей».