Группа компаний KAMSS представила технологию двухтопливного режима работы «Белазов» на международной выставке
С 4 по 7 июня в Новокузнецке прошла XXXII Международная выставка технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг» — единственный в России проект для всех отраслей горнорудной промышленности и уникальная площадка для демонстрации новейших технологий. Участие в мероприятии приняло более 800 компаний из разных стран, в том числе и 144 компании из 12 городов Кемеровской области.
Представила свою продукцию и инновационные разработки и Группа компаний KAMSS. Многих посетителей выставки «Уголь России и Майнинг» заинтересовала технология перевода тяжелой карьерной техники в двухтопливный режим работы — на дизеле и сжиженном природном газе.
«Изначально все эти карьерные самосвалы работали на дизеле, — рассказывает инженер-механик Группы компаний KAMSS Сергей Ходоровский, руководитель группы по переводу техники в газодизельный режим работы. — Но с ростом цен на дизельное топливо было принято решение о сокращении затрат на перевозку горной массы. Наработки по переводу двигателей в двухтопливный режим были у наших зарубежных коллег — для работы на метане они выбрали малотоннажную карьерную технику. Мы же пошли дальше и запустили проект, рассчитанный на «Белазы». Разработали систему, внедрили ее на двигатели Cummins KTA-50 и достигли впечатляющих результатов по замещению дизельного топлива газом — до 35%».
Изначально работы по переводу «Белазов» в газодизельный режим работы специалисты Группы компаний KAMSS вели в сотрудничестве с коллегами из Чехии. После ухода представителей европейского бизнеса из России совместно с партнёрами - компанией “Техноэко” при научной поддержке Кузбасского государственного технического университета был разработан собственный комплект.
«Наше оборудование по переводу техники в газодизельный режим можно назвать практически полностью импортозамещенным — оно на 90% состоит из комплектующих российского производства, из иностранного там только криогеника (баки для хранения СПГ) из Китая, — раскрывает подробности Сергей Ходоровский. — А вся система управления состоит из наших отечественных компонентов. Мы написали собственное программное обеспечение — и можем смело сказать, что оно превосходит все имеющиеся на данный момент в мире аналоги».
После перевода «Белазов» на двухтопливный режим работы никаких существенных изменений в эксплуатации и обслуживании техники не происходит. Двигатель продолжает работу во всех предусмотренных для дизельного топлива режимах. При этом перевод одного самосвала на газодизельный режим позволяет экономить до 8 миллионов рублей в год только на дизельном топливе. А одной заправки газом «Белазу» хватает на целые сутки работы.
«Того объема СПГ, который имеется на борту самосвала, ему хватает на 24 часа, — объясняет инженер-механик. — Если бы газа было меньше, приходилось бы заправляться два раза в сутки. А это неизбежная трата времени! Грубо говоря, если заправка дизельным топливом занимает 20 минут — и столько же уходит на заправку газом. И получается, что «Белаз» терял бы 40 минут рабочего времени. А заправка раз в сутки уменьшает простой самосвала и повышает КИП — коэффициент использования парка».
Посетители XXXII Международной выставки «Уголь России и Майнинг» проявили активный интерес к этой разработке. По словам Сергея Ходоровского, передовая технология привлекла к себе повышенное внимание: «Очень много кто из представителей российских компаний спрашивал, интересовался — обо всем рассказали, поделились нашими результатами, показали успехи».
На сегодняшний день криогенной бортовой топливной системой, разработанной специалистами Группы компаний KAMSS совместно с компанией "ТехноЭко", оснащены уже 70 карьерных самосвалов серии «БелАЗ-7513» с двигателями Cummins KTA-50. Срок окупаемости перевода такой техники в газодизельный режим работы — до 1,5 лет.
Помимо непосредственно производства и установки автоматизированной системы управления криогенной бортовой топливной системы (АСУ КБТС) специалисты Группы компаний KAMSS проводят ее тестовые испытания, занимаются сервисной поддержкой и дают гарантию на все переоборудованные двигатели — как на новые, так и на прошедшие капитальный ремонт в мастерских KAMSS.