Пломбировка водосчетчиков: когда бесплатно, а когда за деньги?
Мы не раз рассказывали о порядке установки, замены, поверки индивидуальных приборов учета воды. По закону все затраты, которые связаны с этими мероприятиями, — на собственнике. Но у наших потребителей возник вопрос еще про одну процедуру — пломбировку, то есть введение в эксплуатацию счётчиков: это платно или бесплатно? Разбираемся.
Итак, после установки счетчика его необходимо ввести в эксплуатацию и официально оформить: проверить монтаж, работоспособность прибора учета, документы на него и допустить к работе.
А свидетельством того, что это проведено, является пломба, которой «скрепляют» прибор в конце процедуры. Пломба нужна для защиты от вмешательства в механизм: чтобы хозяин не «взломал» его, не попробовал вручную снизить показания или замедлить вращение крыльчатки.
Нет пломбы — водосчетчик не допущен в эксплуатацию, его показания к учету не принимаются.
Для допуска в эксплуатацию водосчетчика собственник должен подать соответствующее заявление в:
- ресурсоснабжающую организацию (РСО), если с ней есть прямой договор о предоставлении коммунальной услуги,
- управляющую компанию, если договор заключен именно с УК.
Все оформление документов по вводу в эксплуатацию водосчетчика, его пломбировку должна выполнить управляющая компания или поставщик ресурсов. И это бесплатно! По заявке собственника жилого помещения.
Сибирская генерирующая компания, например, просит указать в заявке следующую информацию:
- сведения о потребителе (для физического лица — ФИО, данные паспорта, контактный телефон);
- предлагаемая дата и время пломбировки; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
- кто монтировал счетчик; показания прибора учета на момент его установки;
- дата следующей поверки.
К заявке прилагается также копия паспорта на прибор учета.
Заявку в СГК можно направить по электронной почте services@sibgenco.ru. Еще один вариант — подать лично в Центре обслуживания клиентов.
СГК рассматривает предложенные собственником дату и время пломбировки прибора учета. Если выйти на пломбировку в указанный срок невозможно (например, из-за большой загруженности инспекторов), согласовывает с потребителем другие дату и время визита инспектора.
Но ограничения по срокам пломбировки все же есть!
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию (опломбирован) не позднее месяца, следующего за датой его установки (требование Постановления Правительства № 354).
При этом РСО обязано с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, рассчитывать плату за соответствующую услугу, исходя из показаний опломбированного счетчика.
Например, счетчик горячей воды установлен 30 сентября. До 30 октября он должен быть опломбирован. А с 1 ноября — расчет платы за ГВС должен вестись уже по прибору учета, а не по нормативу.
В том же Постановлении №354 прописано, если УК или РСО не опломбировали счетчик в течение 30 дней с момента получения заявления от собственника, то прибор считается сданным в эксплуатацию с момента подачи заявления. А за период просрочки собственник имеет право потребовать перерасчет.
Сам процесс пломбировки прибора учета несложный и не отнимает много времени: специалист РСО или УК осматривает сам прибор, сверяет номер на счетчике с тем, который указан в паспорте прибора, проверяет, как работает водосчетчик, а затем устанавливает пластмассовую или металлическую пломбу.
После этого сотрудник составляет акт о вводе прибора в эксплуатацию в двух экземплярах. Один экземпляр забирает с собой, другой остается у собственника.
Все это, повторим, бесплатно.
Без взимания платы пломбируют не только новые водосчетчики. Если прибор снимали для проведения проверки, то повторный допуск в эксплуатацию и пломбировка прибора учета УК или РСО также осуществляют на бесплатной основе.
В каких случая пломбировка может быть платной
Услуга становится платной, если пломба нарушена по вине собственника или третьих лиц (ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении»).
Например, хозяин квартиры делал ремонт, сам или силами нанятой бригады, демонтировал трубы, счетчик, сорвав пломбу. После установки прибора назад нужно будет вновь опломбировать его, и за услугу придётся заплатить.
Но если ремонт проводился по инициативе управляющей компании или ресурсоснабжающей организации, то в этом случае составляется акт о снятии пломб. На основании этого акта пломбы восстанавливают бесплатно.
Отметим, что Сибирская генерирующая компания никогда не взимает плату за допуск и пломбирование, неважно при каких обстоятельствах была нарушена пломба на приборе учета — из-за поверки, во время ремонта, случайно и так далее. Самовольное нарушение пломбы влияет только на расчет платы за услугу — до опломбировки показаниям счетчика не принимаются, а плата за горячую воду взимается по нормативу.
Пломбировка общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепловой энергии и горячей воды — платно или бесплатно
Вся процедура допуска ОДПУ схожа с пломбировкой индивидуального водосчетчика. Управляющая компания направляет заявку, указывает желаемые дату и время пломбировки, инспектор выезжает на объект, проверяет документы на общедомовой прибор учета, его настройку, работоспособность. Если замечаний нет, оформляет акт допуска, если замечания есть, — акт недопуска.
Допуск в эксплуатацию ОДПУ Сибирская генерирующая компания всегда выполняет бесплатно.