Государственный музей истории Санкт-Петербурга — это один из крупнейших исторических музеев России, в котором представлена трёхсотлетняя история, культура и быт северной столицы.
В Комендантском доме Петропавловской крепости состоялась презентация тактильных копий экспонатов, созданных для основной исторической экспозиции Музея истории Санкт-Петербурга, посвященной дореволюционной истории города на Неве.
Это стало возможным благодаря победе музея в конкурсе «Создание тактильных копий музейных экспонатов» программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
В рамках презентации прошла церемония подписания соглашения о сотрудничестве между музеем и Санкт-Петербургской государственной библиотекой для слепых и слабовидящих. Соглашение подписали зам. директора по развитию филиальной сети ГМИ СПб Сергей Васильевич Орлов и директор библиотеки Ольга Юрьевна Устинова.
В мероприятии также участвовали представители Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых, Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, кафедры тифлокомментирования Российского педагогического университета имени А.И. Герцена.
Тактильные копии изготовлены мастерской студии Михаила и Ольги Шу и изображают реку Неву в разных районах города, в разные времена года и в разных природных состояниях. Среди них известная «Панорама наводнения в Петербурге 7 ноября 1824 года» Иоганна Фридриха Тилькера, видовые работы знаменитых художников Алексея Боголюбова, Максима Воробьева, Александра Беггрова, Федора Садовникова. На основе этих тактильных копий музей разрабатывает специальную экскурсию для слепых и слабовидящих посетителей на тему «Нева — артерия Петербурга».
Стоит отметить, что в обновленной экспозиции в Комендантском доме, посвященной XVIII веку, также присутствует тактильная копия элементов одного из музейных предметов. Это фигуры Екатерины II и придворного, которые являются частью скульптурной композиции, украшающей крышку для ларца для Жалованной грамоты Екатерины II Санкт-Петербургу.
Создание и размещение в пространстве музея тактильных копий экспонатов — первый шаг, сделанный Музеем истории Петербурга к адаптации своей основной экспозиции для слепых и слабовидящих посетителей.
Река Глухая, остров Овечий, или Что можно было увидеть в Санкт-Петербурге 1705 года.
Сегодня в рубрике #ЛитературнаяСреда продолжим путешествие по Петербургу петровского времени. Обратимся к изданию 1853 года из фонда научной библиотеки нашего музея:
Цылов, Николай Иванович (1799-1879) Планы С. Петербурга в 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840 и 1849 годах [Карты] : с приложением 13 частей столицы 1853 года / составлены Н. Цыловым. - Санктпетербург, 1853 (в типографии штаба Отдельного корпуса внутренней стражи). - 1 атл. ([34] л., [29] л.) : цв., ил., портреты, указ.. – Изображение: непосредственное. Текст.
Внимательно рассмотрим план Петербурга 1705 года. Прошло всего два года со времени основания города святого Петра. В первую очередь, обратим внимание на С.-Петербургскую крепость. На плане обозначены ее бастионы: Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков. В крепости также находятся «казенные здания» – церковь святых апостолов Петра и Павла, дом коменданта и арсенал. Неподалёку, на Петербургском острове – домик Петра I и дом А. Д. Меншикова. На Петербургском острове также указано месторасположение биржи, примерное расположение «домиков и шалашей рабочих людей» и первого питейного и игорного заведения Санкт-Петербурга – «торжественной австерии (трактира) фрегатов». Обозначены названия островов, среди них – привычные современному петербуржцу Васильевский, Крестовский, Каменный и забытые Козий, Овечий, Рыбный. На Аптекарском острове расположились русские батареи, построенные генералом Брюсом, еще одно оборонительное сооружение – батарея на Васильевском острове. Указаны на плане и основные реки: Нева, Мья (Мойка), Фонтанка. Обозначены на плане деревни Калинкина, Камеиоки, Метилле, а также «древнее укрепление Ниеншанц, построенное шведами в 1617 году, при бывших около сих мест городе Ландскроне».
Романтичный #Ленпейзаж
Сегодня, в день всех влюбленных, куратор выставка «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» Вера Евгеньевна Ловягина предлагает окунуться в романтику летних белых ночей (хотя до них еще ох как далеко) художницы Людмилы Рончевской.
Проследуем и мы за влюбленной парой, идущей по Большой Подъяческой улице навстречу первым рассветным/последним закатным лучам, отражающимися в золоте Исаакиевского собора.
Людмила Алексеевна Рончевская родилась в 1907 году во Владивостоке. В 1923 году после окончания школы уехала в Петроград, где поступила во ВХУТЕИН. С этого момента её жизнь была неразрывно связана с городом на Неве. После начала Великой Отечественной войны художница оставалась в Ленинграде, участвовала в подготовке к эвакуации и перемещении в убежища экспонатов Эрмитажа, дежурила в отрядах МПВО. После окончания курсов медсестёр работала в госпитале. В послевоенные годы занималась главным образом пейзажной живописью, работала по договорам с Ленизо и Художественным фондом РСФСР.
Выставка «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» ждет гостей в Инженерном доме Петропавловской крепости каждый день, кроме среды, с 11 до 18 ч. до 6 июня 2023 года
Video: В. Е. Ловягина о работе Л.Рончевской "Белая ночь" на выставке "Ленинградский пейзаж. Живопись 1950–1980-х г"
Роман Вениамина Каверина «Два капитана» давно уже вышел за рамки литературного произведения и может с уверенностью называться явлением культуры. Многочисленные экранизации, постановки, киноадаптации, репрезентации в искусстве положили начало массовому интересу, как к самим героям, так и к их прототипам.
Пока в выставочных залах особняка Румянцева проходит выставка «Культурный код. Каверин 2.0», предлагаем послушать увлекательную историю исследователя Арктики и участника арктических экспедиций Владимира Мельника о том, как оказался связан его «культурный код» с романом «Два капитана» и местами на карте, где путешествовали прототипы его героев.
Место: особняк Румянцева, Информационный центр Д.С. Лихачева (вход с ул. Галерной, 45)
Билеты: взрослый – 200 руб., льготный – 150 руб. (в стоимость входит посещение выставки «Культурный код. Каверин 2:0»)
Video: Выступление Владимира Мельника в рамках открытия выставки «Культурный код. Каверин 2:0»
11 февраля в 16:00 в рамках выставки «Музыка осажденного Ленинграда» в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда прозвучит концерт «Не страшно под пулями мертвыми лечь…».
В рамках концерта прозвучат сочинения В. Вавилова, Н. Голещанова, Аз. Иванова, Б. Клюзнера, Е. Овчинникова, В. Салманова, Е. Сироткина, Д. Соловьева, И. Шварца и других композиторов.
Обстоятельства, в которых были созданы музыкальные творения, которые вы услышите, были разными: начало XX века, ранняя советская эпоха и довоенные годы, Великая Отечественная война и период после ее окончания. Все композиторы были свидетелями блокады Ленинграда, трудились в осажденном городе или на фронте и создавали музыку, борясь за мир посредством искусства, воспевая красоту и добро, оплакивая гибель солдат и мирных жителей.
Выставка «Музыка осажденного Ленинграда» продлится по 30 марта 2023 года. Она повествует о музыкальной жизни блокадного города, не замиравшей несмотря на страшные испытания и лишения военного времени. Концерты, проходившие в Большом зале Ленинградской филармонии и на других площадках, звучавшие по радио, в годы блокады поддерживали силу духа ленинградцев, волю к жизни и веру в победу.
Вход на выставку свободный.
Стоимость билета на концерт: 200 рублей.
Телефон для справок: +7 (812) 373-65-63
До 28 февраля 2023 года в Инженерном доме Петропавловской крепости работает выставка замечательного художника-графика Анатолия Львовича Каплана (1903–1980), приуроченная к его 120-летию.
На экспозиции представлены более 160 графических листов из цикла «Ленинград», а также карандашные рисунки из частной коллекции семьи Кушнир и собрания Музея истории Санкт-Петербурга.
Сегодня представляем вашему вниманию вторую часть рассказа Исаака Яковлевича Кушнира, коллекционера, мецената, издателя, хранителя творчества и памяти А. Л. Каплана.
Посетить выставку можно по единому билету в музей или по билету на выставку «Ленинградский пейзаж» каждый день, кроме среды, с 11 до 18 ч. ( вторник до 17ч)
Video: И. Я. Кушнир на выставке "Литографический цикл "Ленинград". К 120-летию Анатолия Каплана" Часть 2
Партикулярная верфь на Фонтанке, или Как петербуржцы по водам ездили без всякого страху
Продолжим путешествие по Петербургу петровского времени. В рубрике #ЛитературнаяСреда вы уже познакомились с охтинскими селениями плотников на Канцевской стороне. Сегодня рассказ пойдет о Партикулярной верфи, на которой трудились искусные плотники, привезенные в Петербург и получившие особые привилегии. Вновь обратимся к книге Б. П. Мансурова из фонда научной библиотеки нашего музея:
Мансуров, Борис Павлович (1828-1910) Охтенские адмиралтейские селения. В 4 ч. Ч. 1 / Сост. Б. Мансуров. - Санкт-Петербург : тип. Мор. м-ва, 1856. – 171 с.: рис., пл., [1] л. карта.
Партикулярная верфь была учреждена в 1716 году, а построена в 1718 году на берегу Фонтанки напротив Летнего сада. Петр I распорядился устроить Партикулярную верфь для строительства мелких «партикулярных», частных судов, дабы на «морских и речных водах во время бываемых великих ветров и штурмов, мог всяк по водам ездить без всякого страху».
Изначально здания верфи были деревянными и состояли из магазинов, «пиловальни», сараев, где строили мелкие парусные и гребные суда. Они строились по образцу европейских буеров, шлюпок, барж, шхерботов, доншхоутов.
Помимо постройки судов Партикулярная верфь управляла всеми водными перевозками в городе. Верфь получила все «перевозные суда», и никому не было позволено переезжать Неву на других судах, кроме этих. Доходы от этой деятельности использовались на содержание верфи, городских пристаней.
Через два года на верфи были построено и передано безвозмездно 141 судно «в вечное потомственное владение» всем знатным господам. Владельцы судов обязаны были содержать их и строить в дальнейшем за свой счет.
По воскресным дням петербуржцев на буерах катали по Неве, а в тихую погоду было позволено на «шлюбках и верейках собравшимся всем вместе, то есть целым флотом, по несколько часов проезжаться по Неве реке». Флот этот получил название Невский. Создание флота способствовало дальнейшему развитию судостроительной промышленности.
В 1723 году Петр Великий позволил охтинским плотникам строить суда для продажи. Из Партикулярной верфи для покупки материалов выделялись казённые деньги, которые они должны были вернуть в казну после продажи построенных судов. В 1725 году доходы Партикулярной верфи достигли 22290 рублей, от постройки судов было получено 5590 рублей.
Более подробно познакомиться с историей Санкт-Петербурга петровского времени возможно на экспозиции в Комендантском доме Петропавловской крепости.
В публикации использованы иллюстрации из книги Альбедиль М. Ф. «Путь Петра от Руси до России». СПб., 2008.
12 февраля в 14.00, в рамках выставки «Культурный код. Каверин 2.0» в особняке Румянцева пройдет показ видеоверсии мюзикла «Норд-Ост».
Мюзикл «Норд-Ост» был создан Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым по мотивам романа Вениамина Каверина «Два капитана». Премьера спектакля состоялась 19 октября 2001 года. «Норд-Ост» стал первым в России мюзиклом ежедневного показа. В рамках проекта «Культурный код. Каверин 2.0» вы увидите видеозапись, в основу которой легли съемки заключительных спектаклей оригинальной постановки. Изображение и звук первоначальной видеозаписи были реставрированы и улучшены Константином Окуньковым в 2019 году.
Место: особняк Румянцева, Информационный центр Д.С. Лихачева (вход с ул. Галерной, 45)
Билеты: 200 руб. (в стоимость входит посещение выставки «Культурный код. Каверин 2:0»)
Регистрация по ссылке: https://forms.gle/8cSBJLXyKU2adKCk7
или по телефону: +7 (921) 748-57-64 (WhatsApp, Telegram) и электронной почте: kislenkova@gmail.com Просмотр видеозаписи мюзикла "Норд-Ост" docs.google.com
Фарфоровский пост #Ленпейзаж
Юрий Станиславович Подляский родился 5 июня 1923 года в Хабаровске. В 1938 году приехал в Ленинград и поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. В 1949 году окончил Ленинградского институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
Тема труда была ведущей для художника, а главные герои картин – люди из народа, труженики, работники физического труда. Как мастера индустриального пейзажа Подляского интересовали масштабные стройки и производственные работы, как на Сибирских просторах, так и в родном Ленинграде.
На картине «Морозное утро» художник изобразил работников железной дороги, занятых расчисткой путей от снега у станции Фарфоровская в Ленинграде. В отдалении в клубах пара можно различить фермы Цимбалинского путепровода с идущими по нему людьми.
Путепровод, или, как его еще называют, Фарфоровский мост, проходит над путями Октябрьской железной дороги к северу от платформы Фарфоровская, соединяя улицу Белы Куна и улицу Цимбалина. Он был сооружён в 1910 году, в 1968—1970 годах был проведён его капитальный ремонт.
Этот небольшой железнодорожный оазис вокруг станции Фарфоровская в Купчино до сих пор сохраняет свой шарм и некоторые постройки начала века. Среди них есть и кирпичные, и деревянные жилые дома, возводившиеся для инженеров железной дороги. Для удобства служащих были предусмотрены баня и магазины. Вокруг домов были разбиты палисадники.
Цимбалинский путепровод является одним из самых старых сооружений подобного характера в Санкт-Петербурге, за его сохранение выступают градозащитники и активисты.
Выставка «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» ждет гостей в Инженерном доме Петропавловской крепости каждый день, кроме среды, с 11 до 18 ч. до 6 июня 2023 года.