![](/images/background/bg-default.jpg)
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/09/26/092604089032a642ccc3495d9f9055aa.jpg)
ЛИЦОМ К ЛИКУ
Здравствуйте, дорогие друзья!
21 июля Русская Православная церковь отмечала праздник Казанской Божией Матери. Поэтому сегодня мы расскажем об иконе «Богоматерь Казанская», хранящейся в музее-заповеднике «Старая Ладога» и созданной в XVIII веке (илл. 1).
Казанская икона Божией Матери – наиболее почитаемый образ Пресвятой Богородицы и одна из самых распространённых икон Русской православной церкви. Её список есть в каждом православном храме. В честь Казанского образа освящено большое количество храмов в России.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери была обретена в городе Казани в 1579 году 8 июля по старому стилю на пепелище после пожара, опустошившего половину города. Нашла её девятилетняя девочка Матрёна после неоднократного явления ей во сне самой Царицы Небесной. Обнаружение иконы горожане восприняли как чудо, от иконы стали исцеляться больные люди. Явленный образ Богородицы хранился в Казани вплоть до начала XX в., пока не был украден, и теперь считается утраченным. Сохранились её фотографии конца XIX столетия (илл. 2).
Иконография Казанской иконы уникальна для древнерусской иконописи XVI в. Руки Божией Матери на иконе не видны, голова склонена к Богомладенцу. Правая рука Христа изображена с благословляющим жестом, левая скрыта под гиматием. Казанский образ относится исследователями к особому типу Божией Матери Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Одигитрия, с греческого «путеводительница», – Богоматерь, изображённая по пояс, с младенцем Христом на левой руке. Впервые такой образ появился в Византийском искусстве. На Руси самые ранние изображения Одигитрии датируются XII в.
Сохранилось множество списков Казанской Богоматери, которые стали широко распространяться по русским землям уже с конца XVI в. Одним из таких списков является икона из собрания музея-заповедника «Старая Ладога», которая по манере иконописания является ярким примером так называемого «фряжского» («итальянского») стиля. Его основателем принято считать иконописца XVII в. Симона Ушакова – мастера Оружейной палаты. Он первым стал использовать в иконописи достижения западноевропейской школы живописи эпохи Возрождения: линейную перспективу и скульптурную светотеневую моделировку.
На иконе из музея-заповедника «Старая Ладога», так же, как на Казанской иконе Симона Ушакова (илл. 3), объёмное изображение лика Богоматери и Христа, плоскостное изображение доличного (как на древнерусских иконах), именословное перстосложение руки Богомладенца (на явленной Казанской иконе оно было двуперстным), голубой фон, тёмно-оливковая рамка и красная опушь. Отличительными, уникальными чертами «Богоматери Казанской» из музея-заповедника являются изображённые улыбающимися Богородица и Младенец Христос и красные языки пламени, исходящие, подобно солнечным лучам, от голов Божией Матери и Её Сына на фоне нимбов. Такой элемент не встречается больше ни на одной Казанской иконе. Ещё одной особенностью Староладожской иконы является размещение надписей внутри барочных картушей.
Икона «Богоматерь Казанская» из коллекции «Иконопись и церковная утварь» по праву занимает своё место в разделе экспозиции «Ладога Христианская» «Спасённые шедевры. Времени вопреки». Благодаря специалистам из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря «Богоматерь Казанская» засияла первоначальными красками (илл. 4 – икона до реставрации).
Дарья Исакова,
хранитель коллекции "Иконопись и церковная утварь"
#лицом_к_лику
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/5d/2f/5d2fc80e528e38bcfa941027f14030d4.jpg)
Дорогие друзья, музею-заповеднику «Старая Ладога» необходима ваша помощь!
Для пополнения музейных собраний просим поделиться с нами сохранившимися у вас предметами XIX – ХХ веков (печатными изданиями, хозяйственными и бытовыми принадлежностями, одеждой и т.д.). Будем очень признательны за вещи, связанные со школьными буднями (канцелярию, учебники, элементы форменной одежды и другие).
Наверняка в вашей семье сохранились фотографии и документы конца XIX – ХХ века, которые рассказывают о жизни и истории Старой Ладоги и её жителях. Будем рады, если вы поделитесь этими материалами для создания цифровых копий.
По возникшим вопросам обращаться к сотруднику отдела фондов Ксении Лучиной (luchina.slm@mail.ru) или по номеру телефона 8 (81363) 4-90-09.
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/18/97/189787397c07d0214c83084b1a9b95e6.jpg)
Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки!
БЕРДЫШ был едва ли не самым примечательным предметом русского пехотного оружия. Он удачно сочетал в себе качества холодного оружия, весьма эффективного в рукопашном бою, и подсошка – упора для стрельбы из тяжёлого ружья или мушкета.
У некоторых экземпляров есть особенность: множество небольших отверстий, расположенных на металлическом полотне. Отверстия делали с помощью специальных пробойников, предварительно раскалив клинок и сделав его пластичным. Этим объясняются их неправильная форма и неоднородность размеров.
Дело в том, что исторической науке совершенно неизвестно предназначение этих отверстий. Сегодня в рамках рубрики попробуем ответить на вопрос: зачем в лопасти бердыша делались отверстия?
Предлагаем вам выдвинуть свои предположения. Ответы пишите в комментарии!
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
16 июля не стало известного скульптора, живописца, графика Галины Демьяновны Писаревой (10.07.1933–16.07.2024).
Знакомство жителей и гостей Старой Ладоги с творчеством Галины Демьяновны состоялось во время её первой персональной выставки «Красота в простоте» (09.06–30.07.2017), после которой Галина Демьяновна ещё дважды представляла свои произведения в залах музея-заповедника. Художник имела уникальную черту радоваться каждому дню, видеть красоту в простых вещах, жить в гармонии с природой и с самим собой. Всё это нашло отражение в творчестве Мастера. Образ сельской жизни… Образ женщины… Образ материнства… Всё не перечислить.
Сотрудники музея-заповедника «Старая Ладога» выражают искренние соболезнования родным и близким Галины Демьяновны Писаревой и скорбят о потере великого художника.
Прощание с Г. Д. Писаревой состоится 20 июля в 11.00 по адресу: г. Санкт-Петербург, Шафировский пр., 12, крематорий.
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ В РУССКОЙ УСАДЬБЕ
26 июля в Климентовской башне крепости открывается выставка живописи "Современная жизнь в русской усадьбе".
Усадебная культура — отдельная страница истории аристократической России, прошедшая все стадии развития, от расцвета до заката. Ее самое притягательное свойство — сочетание светской жизни с деревенским укладом и непосредственной близостью к природе. Жизнь в русской усадьбе воспевалась Е. А. Баратынским и А. С. Пушкиным, обличалась Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным, с ней прощались А. П. Чехов и А. Белый, с горечью вспоминали И. А. Бунин и В. В. Набоков.
Усадьба Марьино, расположенная на правом берегу реки Тосны в деревне Андрианово, одно из таких мест. В прошлом усадьба была родовым имением Строгановых-Голицыных, сегодня — это архитектурно-парковый ансамбль, музей и культурный центр.
Свою историю усадьба ведет с 1811 года. При управлении Софьи Владимировны Строгановой Марьино расцветает: здесь часто принимают известных гостей, в том числе царствующую чету, – Александра I и Елизавету Алексеевну. Строгановы помогали музыкантам, художникам, литераторам, организовывали благотворительные фонды. На территории усадьбы создавались школы, строились заводы, велась активная торговля.
Усадебный дворец в Марьино — торжественное классицистическое здание своего времени. Авторство первого плана здания приписывается Андрею Никифоровичу Воронихину, знаменитому создателю Казанского собора. После его смерти в 1814 году работу над проектом продолжил ученик и близкий друг Воронихина, Иван Федорович Колодин.
После революции усадьба была музеем, санаторием, Горно-геологическим НИИ АН, немецким госпиталем в военное время, детским домом в послевоенное. Ее площадь значительно сократилась.
В 2008 году Марьино стало частным владением Галины Георгиевны Степановой, которая продолжила дело первых владельцев, Строгановых-Голицыных. На территории отреставрирован дворец и восстановлен парк. В парке можно увидеть китайскую беседку, каскад прудов, грот, цветущий розарий и многое другое. Фасад дворца украшают восемь каменных львов начала ХIХ столетия, а интерьеры погружают в атмосферу золотого века усадебной культуры.
Как и двести лет назад, в Марьино принимают творческих людей. Ведущие живописцы Санкт-Петербурга встречаются здесь, чтобы запечатлеть современную жизнь возрожденной усадьбы. Начиная с 2012 года в Марьино прошло более 60-ти пленэров. Они объединили за работой признанных мастеров и молодых художников. Как правило, выезды приурочены к праздникам в усадьбе. В зимний период — это Рождество и Крещение, весной — Масленица и Пасха, летом в усадьбе Марьино устраиваются народные гуляния в день Ивана Купалы, на Праздник роз и День сирени, а осенью проходит празднование Дня рождения усадьбы.
На выставке показаны результаты этих творческих поездок. Например, ландшафтные композиции цветников и клумб – важная часть любого паркового ансамбля. Большая часть картин с цветами была написана в пору их распускания на Праздник роз и в День сирени. Наталья Мальцева пишет цветущие кусты на фоне дворца, а Сергей Любимов камерно помещает ветку сирени в интерьер. Рашит Адгамов, Констанстин Сухоплюев, Владимир Баженов, Игорь Скворцов, Оксана Архипова и другие мастера запечатлели на холстах поэтичные уголки парка в разное время года.
На полотнах Юлии Косцовой и Тамары Камаевой застыли модели, будто возникшие из эпохи XIX столетия. Их окружают сверкающие интерьеры, переносящие зрителя в золотой век русской культуры. Художница Людмила Щербинина внимательно пишет предметы туалетных столиков и бюро, приоткрывая тайны усадебного быта прошлого. И загадочные львы-стражи, спустя 200 лет, вновь позируют художникам.
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/800x450/img/80/32/803266cf06dccbad36c351a8edd7bdda.jpg)
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, МУЗЕЙ!
Video: Video by Музей-заповедник «Старая Ладога»
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/96/e3/96e39ca44a571f7ae86a61b18d17b5ea.jpg)
Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки!
СТРЕЛЬЦЫ сыграли заметную роль в российской истории XVI - XVII вв. Образование стрелецких полков в 1550 г. было первым шагом к созданию регулярного войска. Однако стрельцы не были военными в полном смысле. В мирное время они занимались торговлей и другими промыслами. Это послужило причиной того, что постепенно боеспособность стрельцов начала снижаться.
Сегодня в рамках рубрики #МузейныеЗагадки мы предлагаем разгадать ребус с названием рубящего холодного оружия в виде топора с широким и длинным (40–100 см) лезвием в форме полумесяца на высоком (свыше 2 м) древке, которое состояло на вооружении русской пехоты в XVI- XVII вв.
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/38/24/38242131f6d33286f6de937e962d82b9.jpg)
ПРИГЛАШАЕМ НА ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ
Дорогие друзья! Приглашаем на открытие выставки Татьяны Козьминой "...Для развлеченья, для мечты, для сердца...". Выставка откроется 12 июля в 14:00 в доме П.В. Калязина (ул. Варяжская, д. 6). Ждём вас в гости!