«К нам пришли люди и говорят: „Мы хотим поблагодарить публично“. Но когда они начали сами писать благодарности, выходили безэмоциональные канцеляристские монстры. Поэтому мы хотим, чтобы журналист съездил и написал жизненные истории». С такой задачей к нам как-то обратился клиент. И такая проблема не только у него.
Более того, даже если мы посылаем журналиста «в поля», это не гарантия успеха. Видя диктофон/микрофон, многие люди начинают теряться и говорить односложно и шаблонно. И тут задача журналиста — буквально за минуту расположить к себе человека и помочь ему рассказать свою историю.
1. Поэтому первое — задавать вопросы, больше вопросов, чем задают коллеги-телевизионщики. Это должны быть не просто небольшие комментарии, а развёрнутые ответы с деталями (пусть собранные из ответов на десяток вопросов).
2. Подобное правило работает не только в плане вопросов, но и в плане спикеров. Нельзя ограничиваться участниками пресс-подходов, нужно искать интересных спикеров на месте, именно они дают эксклюзивную информацию и живые эмоции.
3. Не стоит в тексте приводить речь спикера дословно, со всеми его канцеляризмами, повторами и «ээээээээээээ».
4. Не забывать о наблюдении как методе сбора информации для материала. Это даст новые детали для текста.
5. Если журналист работает в паре с фотографом, они должны быть командой. И текст, и фото работают на одну цель и дополняют друг друга.
Таких правил придерживаются журналисты агентства Kreyter на выездных мероприятиях, чтобы готовить живые тексты.