#профессиибдт

ВЫПУСК ШЕСТОЙ. СВЕТОВИКИ

Сегодня речь пойдёт о постановочно-осветительской части БДТ, которая, к слову, является самой большой в театре — здесь работает двадцать один человек. О работе со светом рассказали заведующая цехом Юлия Семёнова и художник по свету Константин Удовиченко.

К.У. Я занимаюсь светом уже больше двадцати лет. Пришёл к этому совершенно спонтанно — свет был для меня хобби: дома мы переделывали разные гирлянды, создавали специфическое освещение. Когда любимое дело становится работой, им интересно и легко заниматься.

Ю.С. Мы занимаемся развеской всего светового оборудования на сцене и в зале, проведением спектаклей со светового пульта. У нас нет каких-то разделений, мы все универсалы: сегодня ты оператор за пультом, а завтра можешь выйти на планшет собирать приборы. Задача оператора, который ведёт спектакль, в том, чтобы соблюдать партитуру, созданную художником по свету. Мы не можем не быть поглощены действием — иногда мы работаем по жестам, которые даже не особо заметны зрителям, а для нас это «реплика». Например, «Варя сделала два шага от красной линии», и пошёл переход. В спектакле «Когда я снова стану маленьким» нужна особенная точность направки, некоторые лучики очень маленькие. Особенно, когда Тарас открывает чемодан и мы светом «вырезаем» конкретную куклу. Театр развивается и должен быть современным. БДТ отлично оснащён технически — в ведении нашего цеха 420 стационарных световых приборов.

К.У. Хочется играть углами, разным светом, цветом, поэтому всё время думаем, как ещё можно переразвесить приборы. Чтобы точно подобрать свет, нужно посидеть, почертить, попробовать разные варианты. Очень важно присутствовать на репетициях и впитывать всё происходящее, потому что те вещи, которые режиссёр говорит артистам, позже не будут повторены. Важна даже не мизансцена, а именно философия. Какие вообще задачи может решать свет? Например, можно ли показать светом, что прошло время? Окей, я могу показать, что была осень — наступила зима, но могу ли я показать, что прошло два часа в закрытом помещении? Это сложная, но, как оказывается, выполнимая задача.

Ю.С. Светом можно выразить очень многое. Луч может быть шире, уже, ярче, тусклее, резче, расплывчатее, использование театрального дыма позволяет сделать свет графичным, он делает все лучи видимыми и создаёт объёмные картины. Дым и туман на сцене очень сильно зависят от количества людей в зале, от давления и температуры воздуха. Во время репетиции дым очень красиво «стоит» — всё прекрасно, но приходят зрители, дышат, весь дым идёт в зал, и та картинка, которая была на репетиции, больше не возникает. Нас, кстати, интересует не только художественный эффект, но и безопасность, поэтому дым поставляет профессиональная компания, предоставляющая все сертификаты. Он совершенно безвреден для лёгких.

К.У. Во время создания спектакля самое прикольное состояние «а давай напишем песню», когда все включены в общее дело. Тут мы все на равных, но во время показа ответственность разная. Моё мнение, что спектакль без света возможен, и без декораций тоже, и без множества других вещей, но без артистов театра не возникнет. Мы своей работой должны оберегать артистов, ведь в случае какой-то накладки (не поехал круг, не опустилась ширма), мы сидим в рубке, часть сотрудников наблюдает из-за кулис, и только артисты стоят на сцене на глазах у зрителей.

#людитеатра

Источник: vk.com